В Поповицькому психоневрологическом диспансере – 127 женщин
Увидела в соцсетях просьбу председателя благотворительного фонда «Осуществи мечту» Ульяны Флишко — помочь с одеждой, продуктами, памперсами, моющими средствами или даже средствами женщинам, которые живут в психоневрологическом интернате в Мостисском районе. Напрашиваюсь в дорогу с теми, кто жертвует нуждающимся не только личное время, но и собственные средства. Основатель фонда Ульяна Флишко, которая занимается благотворительностью много лет, назначает день поездки.
За мной заехала соучредитель фонда Оксана Остапов. Ее машина аж «трещала» от подарков. Другая машина, Игоря Моисеенко, была такая же «забитая». Машина Ульяны Флишко, кроме еще одного соучредителя фонда, Андрея Витрикуша, взяла коробки с печеньем, конфетами, средствами гигиены и одеждой. Госпожа Ульяна говорит, что осталась «неоприходувана тысяча», желательно купить еще фруктов. Но Игорь сказал, эти средства можно будет использовать в следующий раз для детского интерната, потому мостиські «киборги» уже «затарили» свой бусик фруктами и овощами и ждут наш кортеж в Городе.
Когда вернули на Поповичи, где расположено заведение, я ужаснулась. Это не дорога, а сплошное бездорожье, которое автомобилям нужно было проползти на животе»… В телефонах начали «пикать» смс-сообщение «Поздравляем в Польше». Село Поповичи — в пограничной зоне, но те кустарники, которые выросли вокруг, не одного нелегала могут спрятать. Там царит бесхозяйственность…
Психоневрологический диспансер, который «поселился» в самом центре Попович, красиво выделяется среди других домов. За металлическими воротами нас уже ждали женщины. С каким энтузиазмом они носили подарки в административный корпус! К нам обращались «мама» или «тетя», хотя по возрасту старше нас. А когда увидели «киборга» Владимира Галика, сразу раскрыли тайну: «Володя, мы тебе такой подарок приготовили — не поверишь!». Я поняла, что Володя с ребятами здесь частый гость.
В интернате сейчас 127 женщин из Львовской области разного возраста и с разными болезнями — шизофренией, ДЦП и тому подобное. Также здесь проживают лица, состоящие на учете у психиатров, а с недавних пор сюда привозят по направлению местного самоуправления еще и лиц, не имеющих постоянного места жительства. Такие женщины могут быть умственно здоровыми, но одинокие. Многих из них переводят из Буковского интернат, где воспитывают девушек с недостатками физического и психического развития.
По словам заместителя директора учреждения Ореста Мандзяка, женщины в интернате живут вплоть до смерти. Был только один случай, когда женщину через три месяца семья забрала домой. Тех, кто отошел в мир иной, хоронят на кладбище, которое принадлежит психоневрологическом интерната. За штатным расписанием предусмотрено 0,25 оклада на священника. А в целом заведение обслуживают 83 человека — медики, санитарки, повара, трактористы, водители, электрики…
— Есть такие женщины, которых приходится закрывать за семью замками?
— Сейчас специальных камер нет, — говорит Орест Иванович. — Потому что нет таких больных. Конечно, кое-кто из наших женщин имеет иногда обострения, но все принимают соответствующее лечение.
— Женщины работают на территории? Вижу, у вас растет картошка, лучок…
— Раньше, когда здесь был дом для престарелых, работали. Теперь — нет. Хотя, согласно закону, имеют право работать по четыре часа в сутки. Это так называемая трудотерапия. Мы посадили свеклу, капусту, огурцы, редиску, лук… Вот Надя Петрова может взять мотыгу и пообсікати сорняки. Недавно к нам перевели шестерых женщин из другого интерната, они там работали на ферме. То хотят помогать. Все остальные, кто бы мог работать, не хотят. Мы их не заставляем. У нас четырехразовое питание. Они поедят и слушают музыку, отдыхают на территории. У нас есть социальные работники, культпрацівники, то наши девушки (Орест Иванович так называет обитательниц заведения. — Г. Я.), те, кому позволяет здоровье, рисуют, вышивают, плетут, учат стихи. Вот Галя Тислюк плетет вот такие коврики (все сплетенные коврики отдали «киборгам», чтобы те передали воинам на восток. — Г. Я.).
— А пенсию забирает заведение?
— По закону 25 процентов от пенсии девушки получают на руки. Приходит почтальон и в присутствии комиссии выдает им те средства. Девушки себе покупают конфеты или другие сладости. Те, кто когда-то злоупотреблял алкоголем и курил, жить без сигарет не могут. То свои средства тратят на сигареты. Остальные 75 процентов их пенсии идут государству.
— Имеют право выходить за территорию?
— Только в сопровождении социального работника. Собирается группка 10-15 человек и идут в магазин. По списку покупают и для других. Не отпускаем самих. Был случай, когда одна женщина пошла сама, заблудилась. За 300 метров — граница. Перешла на территорию Польши. Польские пограничники задержали, пришлось ехать в Шегини на таможню забирать.
— Родственники часто навещают тех, кого отдали сюда?
— Около 20 процентов приезжают раз в месяц. Те, кто сдал своих родных недавно, наведываются чаще. Имеем комнату для посещений. То, что им родственники привезли, могут оставить в холодильнике. А если это сырые продукты, а девушки не очень умственно отсталые, могут сами для себя готовить на кухне. Родные могут забирать женщин домой на выходные или на праздники. Пишут заявление, и мы отпускаем. Даже до трех месяцев могут находиться дома. Тогда и пенсию получают по месту жительства.
— Между собой женщины не выясняют отношений?
— Разное бывает. Даже в нашей повседневной жизни часто случаются инциденты. То что уж говорить о людях больных. Но они всегда под присмотром. К руководству жаловаться не бегают одна на одну, все вопросы решают воспитатели.
По словам Ореста Ивановича, все, что есть на территории, работники делают собственными силами: делают ремонт, установили душевые кабинки… В просторных комнатах интерната живут по четыре, иногда пять человек. В некоторых есть телевизор. Везде чисто и нет неприятного запаха.
Орест Иванович еще долго рассказывал о своих «девушек», но пришла «активистка» Галя и сказала, что начнется концерт для гостей. В большом просторном зале одна из воспитанниц рассказала о Дне Конституции (мы приехали именно в этот день), Надя Петрова прочитала стихотворение, Галя Тислюк показала свои картины. По словам культработника Леси Ивашко, Галя принимала участие в районном конкурсе рисунков. Оля Пильчак спела песню об Украине, которую сама составила. Уже на улице Оля меня спросила: «Мамочка, ты слышала, как я пела?». Хвалю ее, говорю, что мне понравилось, и что записала ее выступление на видео. «Это тебе, мама, от меня подарок. Приедешь домой — включай эту песню. Может, выучишь наизусть».
Девушки вышили для Владимира Галика рубашку. А потом Галя всех ставила к фотографии: «Давай, мама, фотографируй меня. Не-не, Оля, ты с нами не становишься!». И так, по команде Гали, все по очереди выстраивались для фото — на память.
Самым приятным моментом и для женщин интерната, и для волонтеров был сладкий сюрприз. «Тетя, дай еще одну конфетку, — просила меня старше меня лет на десять Оля, когда мы на улице всем раздавали сладости. — Я так люблю шоколад. А печенько еще можно взять? Буду иметь на потом».
У многих спрашивала, их здесь не обижают. Ни одна не жаловалась. Наоборот, тянули за руки — хотели показать, какие у них красивые комнаты. Они любят общаться. Наперебой пытаются что-то рассказать. Одна женщина, которая здесь оказалась из-за того, что не имела крыши над головой, сказала: «Я жила на вокзале. Знаю, какое то „сладкая“ жизнь. А здесь есть где спать, помыться, хорошо кормят. Что еще могу хотеть?».
Председатель Союза воинов АТО Мостиского района (организации участников боевых действий, которые вернулись с фронта) Владимир Галик рассказал мне, что приезжают в это заведение часто. Привозят инвалидные коляски, одежду, вкусности.
— Стараемся помогать не только защитникам Украины, — говорит Владимир, — но и нуждающимся, как-вот в этом психоневрологическом диспансере. Наша организация живет за счет членских взносов. Нас в союзе 180 человек. Заботимся также о детях. В прошлом году возили деток в Каменец-Подольский, в этом году планировали две группы по 30 человек отвезти в Краков на экскурсию, но помешал карантин. В Италию на десять дней уже договорились, но также пришлось отложить из-за пандемии.
По материалам: Высокий Замок