Эксперты делают пессимистичные прогнозы: коронавирус с нами надолго  Карантин оголошуватимуть кожної зими?

Все пандемии — от «Афинской моровой язвы» 431-427 гг. к н.е. (эпидемии, которая фактически уничтожила греческую цивилизацию) до лихорадки Эбола, об окончании которой ВОЗ отчиталась 9 июня 2016 года и которая не переросла в реальную пандемию только потому, что вирус убивает больных настолько быстро, что те не успевают массово заражать других, — заканчивались тремя способами: либо ученые разрабатывали вакцину, или ослабевал возбудитель, который вызвал болезнь, или человечество «подписывало мировое» с вирусом и пыталось адаптироваться к жизни в новых реалиях. Скорее всего, окончание пандемии Covid-19 будет происходить за последним, третьим сценарием.

Сегодня ведущие фармкомпании мира активно работают над созданием 70 различных вакцин от нового коронавирус. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам, первую спасительную вакцину человечество получит не раньше, чем через год-полтора. Не так уж и долго осталось ждать, если вспомнить, что, например, на вакцину от натуральной оспы человечество ждало три тысячи лет (от первых упоминаний о смертоносную болезнь, которая лишь в ХХ веке убила 300 млн человек, к полной ее ликвидации, чего удалось достичь благодаря своевременной изоляции больных и массовой иммунизации населения).

Однако следует быть готовым, что вакцину от SARS-CoV-2, возможно, никогда не удастся создать. Например, вирус иммунодефицита человека ученые идентифицировали в 1984 году и пообещали, что за два года изобретут вакцину, но не изобрели и до сих пор. Не удалось разработать вакцину от лихорадки денге (второй по распространенности тропической болезни после малярии), а также от менее опасных, но таких, что наносят миллионные убытки экономикам разных стран мира, рино – и аденовирусов — возбудителей ОРВИ.

Без вакцины люди будут продолжать болеть, поэтому правительствам придется ломать голову над тем, как замедлить темпы распространения нового коронавирус, не погрузив экономику их стран в глубокий кризис. Особенно если удастся подобрать эффективную схему лечения «ковіду», это позволит сократить сроки пребывания пациентов в отделениях интенсивной терапии, будет выживать больше тяжелых больных, а медицинские учреждения — не будут перегружены. Это важно, если учесть, что, по расчетам Минздрава, на Covid-19 в Украине переболеет более 33 тысяч медиков. «Однако не стоит возлагать все надежды только на лекарства», — говорят ученые.

В комментарии CNN профессор глобального здоровья Имперского колледжа Лондона доктор Дэвид Набарро заявил, что пока не будет создано вакцины, странам придется вводить «социальный договор». Карантин не может длиться вечно. Но и жизнь уже не может быть таким, как к пандемии. При появлении симптомов коронавірусної инфекции или после контакта с больным люди и в дальнейшем обязаны находиться на самоизоляции в течение 14 дней. По возможности профессор рекомендует работать из дома — руководителям компаний следует уже позаботиться о том, чтобы их офисы были переполнены.

Медикам нужно тщательно отслеживать контакты заболевших человек. Тестирования должны стать массовыми. А сами люди должны строго соблюдать правила социального дистанцирования. Время от времени, когда заболеваемость будет расти, правительства вынуждены будут обновлять строгие карантинные ограничения. По предположению декана Национальной школы тропической медицины Медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне (США) Питера Хотеса, это будет происходить… каждой зимы, из чего следует, что новый коронавирус с нами надолго.

Но будут ли придерживаться «социального договора» украинцы, которые уже, похоже, потеряли бдительность, массово не соблюдают социальных дистанций и демонстративно не носят масок (или носят их на подбородке — часто даже в общественном транспорте, где маска является обязательным)? «Может сложиться ложное впечатление, что украинцы устали от пандемии и всех тех ограничений, которые с ней связаны. На самом деле люди чувствуют усталость от перенасыщения информацией об коронавирус (по подсчетам аналитиков, 27% всех материалов в украинских СМИ за последнее время касались Covid-19, из них 9,5% отличались чрезмерной эмоциональностью. — Авт.), — предполагает психолог, психотерапевт Виктор Кудрявцев. — Вам может нравиться какая-то песня, но когда радиостанции „крутят“ ее круглосуточно, быстро надоест. Потеря бдительности — адаптивная реакция, заложенная в нас эволюционно. Наш „внутренний страж“ не может охранять своего „хозяина“ беспрестанно. Когда появляется новая угроза, реагирует тем, что вступает с ней в поединок, спасается бегством или прячется. Это отнимает много ресурсов — не только энергетических, но и, как видим, и финансовых. Если угроза постоянная, чувство опасности притупляется, и тогда мы можем принимать неразумные решения, в том числе игнорировать меры безопасности. Украинцам важно перестать воспринимать пандемию как катастрофу, а начать рассматривать ее как проблему. Не панически скупать гречку, а грамотно планировать свои расходы. Не делать вид, что коронавирус не существует, а спокойно воспринимать некоторые ограничения и неудобства и модифицировать свой образ жизни в соответствии с реалиями».

Многие люди уповают на коллективный иммунитет. Мол, большинство из нас рано или поздно переболеет Covid-19, и чем быстрее это случится, тем быстрее преодолеем вирус. «Когда пандемия только началась, создания коллективного иммунитета рассматривался как эффективный способ борьбы с коронавирусом. Наиболее активно этот вопрос обсуждался в Великобритании, которая через это немного поздно ввела карантин (сегодня эта страна — четвертая по уровню заболеваемости в мире: почти 289 тысяч подтвержденных случаев заболевания и более 40 тысяч смертей. — Авт.), — говорит эксперт по вопросам здравоохранения, бывший заместитель в.а. министра здравоохранения Украины (2016-2019 гг) Павел Ковтонюк. — Недавно мне попалась на глаза статья в The New York Times. Издание опубликовало результаты исследования населения крупных городов мира, которые больше всего пострадали от Covid-19 (в частности из-за высокой плотности населения), массово протестовали на антитела. Если у человека есть антитела, но она не болела, это означает, что ранее контактировал с вирусом, но болезнь у нее не развилась или же имела бессимптомное течение. Оказалось, что больше всего лиц с антителами к коронавирус живет в Нью-Йорке — их выявили почти у 20% населения города, где на „ковід“ заболело более 200 тысяч человек и почти 22 тысячи — умерли».

«В Мадриде, где больницы были переполнены и людей госпитализировали в гостиницы и выставочные центры, — лишь 11,3% контактировали с вирусом. В Стокгольме, где пошли другим путем и карантина вообще не вводили (чтобы придерживаться социальных дистанций, не нужно „выключать“ экономику» — главное, чтобы люди были сознательные), антитела обнаружили в 7,3% жителей. В Киеве зафиксировано 3,4 тысячи случаев заболевания. Не надо быть Нострадамусом, чтобы понять: массовое тестирование киевлян на антитела в лучшем случае покажет результат на уровне статистической погрешности. Для выработки коллективного иммунитета к коронавирус нужно, чтобы как минимум у 60% населения выработались антитела. До такой цифры ни одна страна сегодня не приблизилась. Поэтому массовое тестирование на антитела с помощью ИФА-тестов (проводить тестирование методом иммуноферментного анализа на антитела к коронавирус Covid-19 в Украине начали в конце мая. — Авт.) вызывает вопрос. Кроме тестирования отдельных групп риска (медиков, полицейских) или постепідемічних исследований Центра общественного здоровья, в массовом тестировании (на выявление антител. — Авт.) нет никакого смысла, кроме поддержки отечественного производителя этих самых ИФА-тестов. Украине нужно отбросить все разговоры о коллективный иммунитет через «всем переболеть». Во-первых, это не работает. А во-вторых, если пытаться «переболеть», то можно просто остаться без части населения и «положить» свою систему больниц”, — убежден Павел Ковтонюк.

Еще в середине апреля главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко в интервью изданию НВ заявлял, что коллективный иммунитет формируется профилактикой: «Коллективный иммунитет, который формируется за болезни, — это средневековый коллективный иммунитет. Спасение для нас — изобретение вакцины». «Коллективного иммунитета не будет относительно коронавирус. По данным научных статей, иммунитет от перенесенной инфекции является неустойчивым. Лицо может через три месяца заболеть повторно. Скорее всего, это будет инфекция, которая будет циркулировать ежегодно. Будет похожей на обычный грипп, которым каждый год имеем дело, но которая с течением времени будет уменьшать свою вирулентность», — такой прогноз сделал в эфире программы «Свобода слова Савика Шустера» в.а. генерального директора Центра здоровья МИНЗДРАВА Игорь Кузин.

«Иммунитет можно выработать через вакцинацию. Но это — перспектива минимум 2021 года даже для Западной Европы и США. Поэтому надо быть реалистами, — говорит ексзаступник в.а. министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк. — Единственная реальная стратегия борьбы с „ковід“ — контроль вспышек через активное тестирование, выявление и изоляцию, как это делают во всех странах мира. А на уровне каждого из нас — соблюдение социальной дистанции и правил гигиены. Это — базовые вещи, которые на практике бывает трудно реализовать. Нам надо привыкнуть, что в условиях пандемии мы будем жить довольно долго. А нашему правительству надо уже сегодня готовиться к непростой осени»…

По материалам: Высокий Замок