Художница Ульяна Нищук создает уникальные образы
Икона всегда была непременным атрибутом украинской хаты. Традиции не изменили по сей день — современное жилище трудно представить без образа.
«В давние времена этим видом искусства занимались монахи, — рассказывает корреспонденту «ВЗ художница Ульяна Нищук, которая посвятила иконописи десять лет. — При их обителях были специальные мастерские. Женщин в эту область не допускали. Образы создавали, согласно канонам, придерживаясь особого византийского стиля. Так что для творчества места не оставалось. Впоследствии появилась так называемая домашняя икона. Эти работы изготавливали талантливые сельские мастера. Случалось, целыми семьями»/
Особенно, по словам Ульяны, поражают иконы гуцулов — они красочные, рисованные на стекле. Еще во время учебы во Львовской академии искусств молодая художница увидела у друзей-коллекционеров старинные образы, которых спасли священники. Это были настоящие шедевры, которые произносят сквозь века. Тогда и решила попробовать свои силы в «неженской» делу.
«Для меня иконопись — не работа, а дело души!», — признается. Раньше вместе с подругой-художницей снимали мастерскую. Сейчас, во время карантина, творит дома. Утром, еще не допив кофе, приступает к работе. Обычно работает над несколькими образами одновременно.
Женщина воспитывает двух дочерей — 14-летнюю Еву и 8-летнюю Юстинку. Несмотря на то, что сейчас дети постоянно дома и требуют внимания, производительность мастерицы не уменьшилась. Говорит, карантин — способствует искусству.
Творит в народном стиле, соблюдая технологии иконописи. Использует для этого стекло или дерево — липу, ясень, финскую фанеру, дуб или кипарис. Случается, создает свои шедевры на старых дверных тафлях, которые покупает у мебельщиков. Говорит, двери из польских и австрийских домов имеют свой древний дух, который помогает создать особые работы. На доску, как положено, натягивает марлю (паволоку), наносит левкас, то есть иконописный грунт. Его, по старой технологии, варит из мела, меда, желатина. Добавляет святую воду. Говорит, работать с левкасом — одно удовольствие, ведь имеет текстуру человеческого тела. Использует пигменты в пудровой субстанции — желток с пивом или белым вином. То есть все работы — из экологически чистого материала.
С обратной стороны икона — также настоящее произведение искусства. Іконописиця крепит к ней так называемые шпуги — чтобы не лопнула и не изгибалась.
Работы Ульяны Нищук редко имеют традиционную квадратную форму. Преимущественно, они без углов. Женщина самостоятельно вирізблює выбранный рельеф. Экспериментирует с языком жестов своих героев, лыком и положением рук. Особенно ей по душе — женские образы. Заканчивает творить серию из 15 образов — «Сон Марии». В ней Богородица приближена к земному образу — не имеет нимба. Глаза закрыты, так — спит. Во сне принимает цветок от Архангела Гавриила. «Хочу показать Марию, как земную женщину, которая принимает небесную весть. Работы этой серии обогащены японскими мотивами. Все они — в галерее «Зеленая софа». Несмотря на карантин, выставку можно осмотреть онлайн.
Кстати, именно к Богородице украинский народ обращался во время эпидемий.
По материалам: Высокий Замок