Работники, которых «послали» в отпуск за собственный счет, не могут претендовать на пособие по частичной безработице  Краще було звільнитись і стати на «біржу», ніж чекати на допомогу

«Я уже два месяца без зарплаты. Сидим на шее у мамы, которая на пенсии, но еще работает санитаркой в больнице. Едва хватает на продукты, а надо купить ребенку обувь, потому что нога выросла. Секондхенды закрыты, а на новое нет денег», — жаловалась мне знакомая две недели назад. Воспитывает дочь сама. От самого начала карантина находится в отпуске за собственный счет. А мамин заработок вместе с пенсией едва превышает шесть тысяч гривен. Я ее утешила, мол, если предпринимательница, на которую ты работаешь, подаст заявку в Центр занятости, то сможет претендовать на компенсацию по частичной безработице. То есть из Фонда занятости перечислят деньги ей, а она из них должен выплатить зарплату работникам. Выплата не может превышать минимальную зарплату, но это все равно лучше, чем ничего. И оказалось, что с этими компенсациями не все так просто…

На Львовщине на выплаты помощи по частичной безработице предусмотрено 300 миллионов гривен. Ориентировочно этих средств хватило бы на компенсации 30 тысяч предпринимателей. Впрочем, по словам руководителя Львовского областного центра занятости Василия Барилюка, по состоянию на 12 мая они получили только 500 заявок, хотя с каждым днем их количество растет.

На помощь могут претендовать малые и средние предприятия, на которых работает до 250 человек, а годовая выручка не превышает 50 миллионов евро. Но важный нюанс: на поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые издали приказы о полной или частичной остановке деятельности.

«Мы в трехдневный срок принимаем решение о предоставлении или непредоставлении помощи, — говорит Василий Барилюк. — На сегодня есть уже 23 заявки, которые мы отклонили, потому что в тех организациях и предприятиях было принято решение о предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы. Такая классификация не предусматривает оказание помощи со стороны государства, Но проблема в том, что значительное количество предпринимателей формально не приостанавливали деятельность, а просто отправили работников в неоплачиваемые отпуска. Согласно законодательству, такие отпуска — исключительно добровольные. Если работник написал заявление об отпуске за собственный счет, то он на нее согласился. Какие тогда вопросы к государству? Проблема лишь в том, что большинство людей просто не имела другого выхода. Руководитель говорит „пиши“, вот человек и пишет, чтобы не уволили».

«Лучше бы я сама уволилась, чем написала заявление на отпуск за свой счет, — говорит моя знакомая Татьяна. — Так бы стала на биржу и имела хоть какую-то помощь по безработице, а так — вообще ничего. И теперь я не смогу выйти на работу, пока не откроют садики, потому что не с кем оставить ребенка. Но когда объявили карантин, еще не было решения, что если ты увольняешься по собственному желанию, можно сразу становиться на учет в Центр занятости. Это приняли позже».

Решение о компенсации зарплат приостановленным предприятиям также приняли лишь в середине апреля. И хотя компенсации предусмотрены за весь период приостановки деятельности (даже если предприятие остановилось с 12 марта, как только ввели карантин), никто же не мог предположить, что такая компенсация будет. А согласно законодательству, за период простоя не по вине работника работодатель обязан выплачивать ему не менее 2/3 зарплаты. Поэтому большинства работодателей было выгоднее просто отправить работников в отпуска за собственный счет. — Предприниматели, читая информацию на сайтах, не очень понимают, что делать дальше. Помощь государства в выплате минимальной зарплаты не решает глобальных вопросов малого и среднего бизнеса, особенно микробизнеса. Мы сейчас чувствуем потерю большого количества предпринимателей мікроформату — те, которые являются ФОПами. Они не всегда имеют наемных работников и поэтому не подпадают под эту программу. Во-вторых, возмещения четырех тысяч с копейками не решает тотальной проблемы, которая есть на рынке. Ожидаем, идет частичное сокращение как количества бизнесов, так и количества сотрудников в них.

Основная причина, почему предприниматели идут на увольнение работников, — неизвестность в будущем. Сейчас никто не может спрогнозировать, сколько времени будут карантинные ограничения. Соответственно, предприниматели не могут рассчитать свои резервы. Во-вторых, никто не знает, каким будет рынок после завершения карантина. Поэтому часто бизнес принимает решение закрыться, а потом открыться заново, чем понести убытки. Однако для части бизнеса такие возмещения могут быть дополнительным стимулом остаться на рынке и оставить работников в штате. Впрочем, порой сталкиваемся и с тем, что бухгалтер не хочет этим (подачей документов в Центр занятости. — Авт.) заниматься, потому что для него это — лишняя работа”.

По материалам: Высокий Замок