Об опасности коллективных празднований в храмах
К этим размышлениям подвигло приближение Пасхальных праздников, на которые накладывает печать вирусная пандемия. Как оно, праздновать, когда не то что обнять ближнего — зать к нему опасно? Держаться от него на расстоянии личным примером призывает даже тот, кого считают наместником Бога на земле — Папа Римский. Всех поразила одинокая молитва понтифика там, где раньше, до коронавирус, с ним молились тысячи. Почему же среди нас, украинцев, находятся те, кто решил поспорить с Его Всесвятейшеством в его мотивированных предосторожностях?
Недавно социальные сети облетела потрясающий видеоролик из Львова, который из окна своей квартиры сняли жители одной из многоэтажек. Грубо пренебрегая правилами карантина, священник причащал всех подряд прихожан из одной и той же ложечки. Чтобы этого вопиющего нарушения сангигиены не заметил кто-то из стражей правопорядка, (якобы ради их блага), обряд выполняли за храмом.
Шокирующую новость из Самбора передал наш собкор Роман Иванчук. Несмотря на настойчивые призывы властей, врачей, высших духовных иерархов — отказываться от массовых отправь и участия в них, священники этого города решили не отговаривать своих прихожан от пасхальных посещений храмов. Мол, поскольку они, пастыри, являются слугами Божьими, то не имеют права призывать верующих не приходить к церкви. Считают большим грехом на Пасху закрывать церкви — вроде бы Господь такой грех не простит…
Вроде бы люди привыкнут участвовать за время карантина не ходить в церковь и со временем вообще перестанут это делать… Странным аргументом в пользу обычных, массовых богослужений в разгул коронавирус выдается и заверения одного из отцов, что во время Святого Причастия он для дезинфекции каждый раз вмокатиме ложечку в спиртовой раствор и протирающего ее.
Самборский отцы считают невозможным отменить многолюдные Пасхальные литургии еще и потому, что в их город приедет епископ из Дрогобыча. Кажется, что местные владыки боятся разочаровать высокого гостя «низкой явкой». Показуха?
А не боятся служители культа заболевания после массового скопления своих прихожан? И как, зная о потенциальных угрозах, они будут смотреть в глаза тем, кто после коллективного празднования Пасхи, не приведи Господи, заболеет болезнью, от которой пока нет счета?
В конце концов, неужели священнослужителей ничему не научила трагедия их коллеги из Залещиков, который умер от «болезни болезней»? Неужели их не насторожили несколько смертей и групповое заболевание монахов Почаевской и Киево-Печерской лавр? Как и случай в Червонограде, где с неутешительным диагнозом слег тамошний настоятель…
Несколько недель назад один одиозно известный церковный иерарх УПЦ МП в столице (митрополит Павел, настоятель Киево-Печерской лавры, известный как «Паша-Мерседес» за любовь к роскошным авто. — Авт.) называл предостережения медиков от коронавирус чуть ли не ересью — а теперь врачи пытаются его самого избавить от этого недуга. В итоге сам слег в реанимацию с коронавирусом… Впрочем, похоже, чрезвычайное событие со своими подчиненными ничему не научила главы этой конфессии. Потому он, пользуясь «дружественным» телеканалом, для демонстрации мнимого главенства своей церкви в это сложное для общества время фактически созывает паству к пасхальным храмов…
А я хотел бы привести пример ответственного отношения святых отцов к своей миссии. На Вербное воскресенье в моем родном селе на Тернопольщине в обычно заполненной церкви было всего… три человека: священник, дьячок, пономарь. Праздничное богослужение мои земляки смотрели в прямом эфире через Facebook. Трансляцию организовал священник Василий Мизюк. Была освящена в моих земляков и ива. Люди стояли с «шуткой» у своих ворот, а отец Василий, который, по договоренности, проезжал мимо их двора, скроплював веточки вербы, не выходя из машины. Ибо на деле болел за своих ближних, за их здоровье…
Недавно я разговаривал с одним почтенным, боголюбним мужем, который на своем долгом веку повидал всякое. От религии, пандемии он перешел к политике. Это методическое припрошування верующих к церквям во время разгула бактериальной напасти назвал диверсией, чуть ли не террористическим актом против украинцев. Несмотря на печальные последствия, которые может иметь поощряемое некоторыми «многолюдное празднование», думаю, такие тревожные обобщение моего собеседника имеют под собой почву…
Прослушав процитированные выше объяснения некоторых священнослужителей, позволю себе такую крамольную мысль. Опасаясь, что из-за пандемии люди забудут дорогу к церкви, на самом деле настоятели этих церквей переживают о другом. О том, что во время эпидемии они растеряют среди верующих свою весомость. И о том, что на эти праздники значительно меньше пожертвований упадет на церковную поднос (на Пасху они особенно щедры).
Насчет авторитета. Он зарабатывается не спекулятивными лозунгами о том, что молитва в храме поможет уничтожить вирус. А неподдельной заботой духовных поводырей о своих прихожан в такие сложные, как сейчас, времена. Добавить человеку сил может и искренняя молитва в ее собственном доме.
А насчет обмельчания церковных касс. Главное — не растерять другое, значительно большее богатство — доверие к тому, что мы слышали в наших храмах до сих пор. И до тех, кто это проповедовал.
И напоследок. Ради нашего с вами благополучия духовные лица должны попросить верующих в грядущие праздники воздержаться от посещения храмов. Рано или поздно вирус отступит, вернутся радостные дни. И тогда Пасхальные молитвы в заполненных Божьих домах зазвучат особенно торжественно, победно. Главное — чтобы нас не стало меньше…
По материалам: Высокий Замок