О том, как не спутать первые признаки коронавирус с сезонной аллергией, почему стоит мыть улицы мыльными растворами и носить маску, а не респиратор — в разговоре с оториноларингологом Адрианом Онутчаком.
— Адриан Васильевич, целесообразно носить маску, потому что есть противоречивые мнения врачей относительно этого?
— Целесообразно. И именно маску, а не респиратор, потому что она задерживает отчасти вдох и выдох, а респиратор — только вдох, и позволяет сделать свободный выдох. Респираторы нужны как средства индивидуальной защиты медработников в больницах с пациентами на коронавирус.
— Во многих странах моют улицы с мылом. Это позарез нужно?
— Да, это очень важно. Неплохо было бы и во Львове видеть машины, которые моют улицы. И не только в центре, но и в отдаленных районах города, чтобы смыть пыль и грязь. Особенно вокруг супермаркетов, возле продуктовых рынков! И делать это на рассвете. Такую гигиену улиц следовало бы делать каждую весну. Весной, когда нет дождей, аллергики задыхаются. Цветение трав, деревьев, порох — все это способствует обострению сезонных аллергий. Кстати, первые проявления Covid-19 такие же, как при любой респираторной инфекции за незначительными отличиями. Поэтому важно отличать, где отек от инвазии вируса, а где — вследствие аллергии, ведь именно сейчас начинается сезонное цветение трав и деревьев. Симптомы похожи: ощущение заложенности носа, насморк, тяжесть в переносице, боль, потеря обоняния, даже незначительный субфебрилитет.
Итак, в этом году мыть улицы — особая необходимость, поскольку еще добавилась пандемия наряду с сезонными обострениями заболеваний. После малоснежной зимы было удивительно наблюдать, как посыпали песком и солью улицы во Львове в конце зимы на сухой асфальт. Нельзя было как-то сэкономить этот песок и соль на следующую зиму. Можно перенять зарубежный опыт и поучиться мыть улицы и автомобили мыльными растворами, — по крайней мере те, которые выходят из зон поражения и должны ехать в безопасные места. Их надо дезинфицировать.
— Мыльная вода — щелочную среду, которая убивает вирус?
— Не буквально убивает, но в определенном смысле повреждает стенки вируса и делает его открытым и уязвимым для других губительных к нему факторов, которые влияют на его жизнедеятельность (ультрафиолетовые лучи, температурный режим, дезинфицирующие растворы). Мыльный, щелочная вода смывает этот вирус.
— Эпидемиологи должны об этом говорить?
— Да, но в процессе реорганизации санэпидслужбы многие работники были уволены. Теперь их надо звать и попросить применить свои знания и опыт в ситуации, что сложилась. Люди имеют соответствующее образование и квалификацию, знают, что делать в таких случаях. Медики массово эмигрировали за границу, потому что там выше зарплаты, да и в целом статус врача. И даже в развитых странах мира не хватает квалифицированных медиков, что говорить об Украине.
— Еще и поэтому важно не допустить нагрузки на медицину?
— Задача каждого из нас-и чиновников на всех уровнях власти не допустить, сдержать резкий пик эпидемии, чтобы не было волны, словно цунами, в эпидемической фазе, когда больницы в один момент будут переполнены пациентами с тяжелыми состояниями. Если будет пологий плавный характер роста заболеваемости Covid-19, то система, надеемся, успеет сориентироваться и справиться количественно. Ненадлежащее понимание важности всех необходимых мероприятий в передепідемічній фазе привело к таким трагическим потерям, как это произошло в Италии, Испании. А там медицина высокого уровня и при этом социально орінтована, то есть много медицинских программ финансируется из государственного бюджета этих стран.
— Карантин объявлен, но людей на улицах еще много, особенно, когда потеплело и пригрело солнышко…
— Пикник на свежем воздухе — неплохо, но только в том случае, когда это семья — люди, которые постоянно находятся в одном помещении. Если же там собрались соседи, родственники, десять — двадцать человек, — то это уже несоблюдение правил карантина. Если по парку прогуливаются муж с женой, что постоянно находятся вместе, в этом нет опасности. Важно, если они встретят друзей, чтобы с ними общались на расстоянии больше, чем два метра.
— В соцсетях распространяют информацию о том, что если есть слизь, сопли, то это хорошо, потому что этот вирус высушивает слизистую настолько, что не дает дышать…
— Каждый вирус, если проникает в организм, вызывает раздражение, и организм начинает с ним вести борьбу. Слизистая впитывает частицы вируса и увеличивает количество слизи. Это не есть что-то особенное. Другое дело, что этот вирус вызывает потерю вкуса, обоняния. Обонятельные рецепторы тесно связаны в мозгу с вкусовыми рецепторами, поэтому такая перекрестная действие происходит. Если есть такой симптом, следует пройти тестирование. Но такое может происходить и у людей, которые имеют аллергические насморки, риниты. В сезонный период возможен отек слизистой из-за аллергии. Уже сейчас наблюдаем обострение хронических аллергических синуситов, риносинуситів — а это сильно отекает слизистая и закрывает обонятельную щель. Тогда человек тоже теряет обоняние, но на это другая причина. Если человек никогда не имел аллергических синуситов или риносинуситів вдруг теряет обоняние, следует пройти обследование на коронавирус.
Не советую чрезмерно выполаскивать по несколько раз в день горло или нос, чтобы не вымыть естественной защиты слизистой. Не стоит заливаться алкоголем, обжигая слизистую.
— Одежду, в которой пришли с улицы, также нужно куда-то выносить из помещения?
— Важно, чтобы верхняя одежда не касался до домашней одежды, до пижамы, чтобы была отдельная шкаф или вешалка в другом углу коридора. Обувь, брюки, куртка — верхняя одежда, которую нужно оставить где-то за пределами доступа. Ничего нового в этом нет. Приходя в больницу, людям говорят снять верхнюю одежду. Каждый врач просит не заходить в кабинет в верхней одежде. Для этого существует гардероб, бахилы, одноразовые халаты. Поскольку на верхней одежде можно принести с улицы какие-то бактерии или вирусы.
По материалам: Высокий Замок