Руководитель Института вирусологии берлинской клиники Шарите, чья команда разработала первый в мире тест на коронавирус, отвечает на самые распространенные вопросы  "Той, хто має симптоми, повинен вважати себе зараженим", - вірусолог берлінської клініки Шаріте

Вся страна замерла в ожиданиях и догадках о том, что же будет дальше. В это время неопределенности нам нужны факты — и компетентные специалисты, чтобы их объяснить.

В Германии выбрали именно такой подход: ученый Кристиан Дростен стал де-факто «комментатором» темы коронавирус для страны. Он является руководителем Института вирусологии берлинской клиники Шарите, чья команда разработала первый в мире тест на коронавирус, — и потому десятки тысяч людей доверяют ему и ежедневно слушают его подкаст от немецкого вещателя NDR.

Liga.net предлагает и украинской аудитории ознакомиться с некоторыми мыслями исследователя в формате вопросов-ответов.

NDR: Бытует мнение, что внимание к COVID-19 является значительно преувеличенной, потому коронавирусы существовали и ранее. Почему этот является особенным?

Кристиан Дростен: Коронавирусы действительно существовали и ранее — четыре из них встречались и в людей, а по статистике 5-10% от всех зимних простуд вызваны коронавірусами. Но эти вирусы не имеют ничего общего с новым коронавирусом. Его ход не является таким безобидным, а случаев заболевания слишком много — он сейчас приходит к нам как пандемия.

NDR: правда Ли, что летальные случаи, связанные с коронавирусом, часто остаются скрытыми в статистике, ведь вирус опасен прежде всего для уязвимых групп населения, которые уже имеют проблемы со здоровьем?

Кристиан Дростен: Темпы смертности растут экспоненциально. И если мы сейчас не будем действовать — резко и настойчиво, то тенденция будет продолжаться. Тогда у нас возникнет ситуация, в которой мы точно будем видеть влияние этой вирусной инфекции на статистику летальности.

И вы не только увидите это в статистике, — вы увидите это в больницах. Больше не будет оказывать медицинскую помощь всем пациентам, за что, собственно, они будут умирать. Именно это сейчас происходит в Италии.

Мы должны предотвращать случаи заболевания, а также должны не допускать того, чтобы много людей нуждались в искусственной вентиляции легких, поскольку в таком случае придется выбирать, кому именно оказывать помощь — использовать принцип приоритетности.

Расчеты указывают на то, что мы можем несколько выровнять эту кривую при условии, если мы одновременно увеличим мощности систем искусственной вентиляции органов дыхания и применим радикальные меры для населения, чтобы прекратить увеличение количества случаев заболевания.

NDR: Вы и ваша команда разработали тест на определение COVID-19, который используется во всем мире. Он не проходил сертификацию, не был достаточно оценен научно, и даже не был разработан на основе генома нового короновірусу. Как это удалось и можно ли гарантировать достоверность его результатов?

Кристиан Дростен: Этот тест был сделан в то время, когда мы сами не имели этого вируса ни в стране, ни в лаборатории. Была проделана огромная работа — мы начали исследования на основе близкородственного коронавирус и других лабораторных данных о заболеваниях пациентов, и в результате нам удалось секвенировать геном нового коронавирус. Результаты теста являются достоверными — и мы подтвердили это с выводами других научных учреждений и масштабным валідаційним исследованием.

NDR: Имперский колледж в Лондоне опубликовал новую модель с прогнозами динамики заражения и смертности на примере Великобритании и США. По оценкам, более чем каждый четвертый человек старше 60 лет попадет в реанимацию. Как вы и ваши коллеги оцениваете этот прогноз?

Кристиан Дростен: Я доверяю этим данным, хотя и подчеркиваю, что следует быть осторожными в интерпретации подобных, даже самых идеальных, математических моделей, ибо все они, так или иначе, строятся на основе предположений.

Например, в исследовании предполагается, что средний инкубационный период продолжается 5,1 дня, и что больные могут передавать болезнь уже за 12 часов до появления первых симптомов. Я бы скорее сказал, что эта способность появляется за день до появления симптомов, но для того, чтобы утверждать, нужны дополнительные данные.

Также в исследовании предполагается, что лишь две трети всех случаев проявляется симптомами. Это означает, что треть случаев инфицирования больные просто не замечают или не воспринимают всерьез — это может негативно повлиять на уровень самоизоляции.

Также существует предположение, что уровень смертности от инфекции составляет 0,9 — но пока точно можно сказать лишь о том, что происходит с уже установленными случаями заболевания, а не со всеми случаями инфицирования.

Следующее предположение — 4,4% зараженных попадают в больницу. При этом стоит понимать, что 3-4% больных, нуждающихся в госпитализации — это уже чрезвычайная ситуация для перегруженной системы здравоохранения.

Исследователи также указывают, что треть тех, кто будет госпитализирован, будут нуждаться в искусственной вентиляции легких, а 50% тех, кто находится на искусственной вентиляции легких, погибнут в реанимации. По моему мнению, этот показатель не является точным, ведь это зависит, прежде всего, от уровня развития области интенсивной терапии.

NDR: не было бы на самом деле целесообразнее полностью изолировать людей старшего возраста, а всем остальным тем временем позволить развивать коллективный иммунитет?

Кристиан Дростен: Я считаю, что это ошибочное решение, разве что вы можете добровольно согласиться на такую же ситуацию, как в Италии. Мой посыл заключается в том, что всем следует продолжать практику самоизоляции. Каждый зараженный или тот, кто может быть таким, должен оставаться дома, независимо от того, диагностирован коронавирус или нет. Скоро сезон гриппа закончится и можно будет почти точно сказать: тот, кто имеет симптомы, должен считать себя зараженным. Конечно, следует пытаться выяснить диагноз, но сначала следует предположить, что это может быть коронавирус, и сознательно остаться дома. И, конечно, не забывать про социальную дистанцию.

Отдельным вопросом является целесообразность закрытия школ и университетов, что является эффективным мероприятием. Исследование утверждает, что подобный режим следует удерживать в течение пяти месяцев, и если отказаться от соблюдения этих мер, то вирус вернется с новой волной — можно будет говорить о новый зимний вспышка. Однако отложения тоже является большой победой, — при условии, что за это время будут сделаны открытия, которые помогут решить проблему другим способом.

Лично я считаю, что нужно ослабить регуляцию для разработки и использования вакцин, и обеспечить ими по крайней мере уязвимые группы населения. Конечно, еще не было возможности провести клинические испытания относительно нового коронавирус, однако вакцины против уже хорошо известного вируса SARS были испытаны. Я бы принял во внимание данные, доступные по времени разработки тех вакцин, и подумал бы, как нам облегчить регуляторные процессы относительно вакцин для уязвимой группы населения в этой исключительной ситуации.

Больше информации по коронавирус от ученого можно найти здесь.

И помните, доверять следует только компетентным и проверенным ресурсам, ведь это тоже часть нашей безопасности — информационной.

По материалам: Высокий Замок