Как в селе на Волыни Московский патриархат дурит людей  На вигляд церква, а за документами – хата

Непростая ситуация сложилась в селе Раков Лес Каминькаширського района Волыни. В прошлом году религиозная община приняла решение о смене конфессиональной принадлежности храма Благовещения Пресвятой Богородицы УПЦ Московского патриархата в Православной церкви Украины. С тех пор нет покоя в селе…

Отстраивал церковь с Кучмой

Село Раков Лес расположен фактически на окраине райцентра. Людей здесь живет около 3,5 тысячи. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы возвышается здесь издавна. — «За Польши», до 1939 года, она принадлежала к Киевской митрополии, — объясняет прихожанка Галина Сус. — А после войны, как и все остальные в Украине, отошла к Московскому патриархату. Наша церковь закрывалась, открывалась, снова закрывалась. А с 1987 года в нем совершается и доныне. 26 лет святыней и церковной общиной занимается священник Николай Смолярчук. Люди с большим уважением говорят о своего духовного наставника. Потому выдержал вместе с ними непростые времена. Было, поднимал из руин храм. И когда стихия разрушила купол, обращался о помощи повсюду — до самого президента Кучмы дошел, в Киев! С помощью Леонида Даниловича и засияли на церкви новые купола.

— Благодаря настоятелю и отопление в храме провели, и окна заменили, и тротуар постелили, имеем на дворе красивые фигуры! — наперебой рассказывают жители села, которые собрались в сельском совете, чтобы рассказать корреспонденту о наболевшем. Не могли не вспомнить и о том, как в 2014-м им «прислали» еще одного батюшку, отца Ростислава (Руслана Сіжука). Он не имел где жить, то ему предложили временно помещение на церковном дворе. Люди с болью в голосе рассказывают, как в прошлом году на Рождественские праздники село всколыхнула трагедия. Для онкобольного жителя вызвался собирать средства в Америке их оносельчанин. И внезапно там умер. Мужа отпевали за океаном в украинской церкви. А убитая горем мать в Раковом Лесу, которая смотрела похоронную процессию по скайпу, попросила, чтобы церковный хор разделил с ней горе пением. Но женщине… отказали.

— Тогда уже Украине дали Томос. Мы между собой поговорили, что надо поддержать бедную мать. И на следующую Службу передали в церкви записку: «Просим объявить, что община хочет выйти из Московского патриархата и присоединиться к Православной церкви Украины», — вспоминают прихожане. — Как начался крик, как начали нас проклинать…

Вскоре представители обеих конфессий собрали списки своих сторонников и созвали собрание. Две третьи присутствующих проголосовали за Православную церковь в Украине. Тогда спросили у священников, поддержат ли они решение общины. Отец Николай ответил: «Где люди, там и я». А батюшка Ростислав остался верным Московскому патриархату. Казалось бы, вопрос решен. Но в следующее воскресенье литургии в храме не было.

— Не дали настоятелю служить, — сетуют люди. — Сторонники М П блокировали церковь, палатку ставили, цепями калитки позакрывали. Люди обратились в сельсовет — и храм с подворьем опечатали.

«Начали святое дело со лжи»

Сельский председатель Раковоліської рады Владимир Нищик замечает, что когда община ПЦУ оформила все необходимые документы, решение о опечатывания отменили. Противники даже подавали в суд, но проиграли. И даже после этого не сразу удалось верующим собраться на молитву в святилище.

— Мы пришли открывать церковь, пригласили полицию. Но другая сторона свезла людей, даже из других районов, начались потасовки, — вспоминает сельский председатель. — Поэтому приняли решение подождать с открытием. А в следующее воскресенье прибыла рота «Свитязя» из Луцка — и все прошло мирно. Наконец в Раковом Лесу служилось украинском. И вскоре село заглохло, потому что увидело, что сторонники Московского патриархата, которые ранее служили в специально сооруженном шатре, принялись за возведение новой церкви. Она уже возвышается неподалеку от храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Хотя…

— Вторая община нигде не зарегистрирована, — говорит Владимир Васильевич. — Там по документам ведется строительство жилого дома. Сельский совет писала обращение в строительную инспекцию в Луцк, и нам дали объяснение, что строительство идет законно, там возводится жилой дом, строительный паспорт соответствует форме строения…

Хотя земельный участок был выделен для строительства и обслуживания жилого дома. А для возведения храма должны были бы в первую очередь изменить целевое назначение земли. Относительно церковного дома, в котором живет о. Ростислав, сельский голова объясняет: — Действительно, и земля, и храм, и эта постройка юридически принадлежат Православной церкви Украины. Церковная дом стоит на земле ПЦУ. Здание не оформлено как жилой дом, священник был прописан в ней немножко незаконно. Теперь отец Ростислав не впускает представителей БТИ. Даже были с полицией, все равно не впустил. Выходит, батюшка Московского патриархата живет на территории украинской церкви, ведь домовый номер помещения и храма — единственный! А выписать его оттуда может только суд. — Они начали строительство храма из лжи, — жалуются прихожане.

— До этого ходили на Литургию в наш храм к отцу Николаю, просили его благословения, целовали руки и крест. А сейчас говорят: не тот Бог, не тот крест… А мы дальше будем молиться в нашей церкви за Украину, украинский народ. И за них.

*** Тем временем из упомянутой новостройки в Раковом Лесу упал рабочий и погиб…

По материалам: Высокий Замок