В 70-х годах XIX века в Галичине начался межрелигиозный свадебный бум  Життя – за законом цісаря, а шлюб – за велінням серця

Львов австрийского периода (конец XVIII — начало XX вв.) — особая страница в истории нашего города, его культурного наследия. С 1772 года, когда Галичина вошла в состав империи Габсбургов, город Льва становится столицей новообразованного Королевства Галиции и Лодомерии. Тогда город начал активно развиваться в духовном, культурном и архитектурном направлениях. О том, как это отразилось на отношениях между представителями разных религий, полов и эмансипации, журналисту «ВЗ» рассказал старший научный сотрудник Львовского исторического музея Ярослав Бишкевич.

В те времена межрелигиозные отношения в Галичине были дружественными. Этому способствовал принятый в Австро-Венгерской империи 1868 года закон, который позволял межрелигиозные бракосочетания. То есть брак можно было брать в двух храмах, вплоть до того, что и в церкви, и в синагоге, а детей таких супругов можно было и крестить и обрезать. В Речи Посполитой это было недопустимо. Хотя для духовенства этот закон носил рекомендательный характер. После принятия этого закона, в 70-х годах XIX века, начался некий межрелигиозный свадебный бум. Доходило до того, что будущие супруги не всегда принимало благословения у родителей. А христиане и иудеи вступали в брак и в церкви, и в синагоге…

Конечно, родители таких молодоженов были шокированы. Потом как-то ситуация «устаканилась». В 80-е годы XIX века к таким бракам в обществе уже начали нормально относиться. И даже когда сто лет назад шла украинско-польская война (1918-1920), обычная львовская семья могла выглядеть так: папа поет «Ще не вмерла Украина», мама — «Еще Польска не згінела», а дети — кто ходил в костел, кто в церкви. Но это им не мешало на улице петь «Хава нагила» вместе с еврейскими детьми, с которыми дружили. В 1907 году император Франц Иосиф подписал закон о Всеобщем избирательном праве. Согласно им, право голоса на выборах, кроме мужчин, получили также и женщины — по достижении 24 лет. Также право голоса получили люди всех общественных сословий. Это было по сути такое сословное равноправие. И тогда дети из богатых семей начали жениться с детьми из простых семей.

А родители, рожденные в 70-х годах XIX века от тех межрелигиозных браков, уже не очень препятствовали своим детям, только старались «выбрать меньшее зло». Вот, например, украинский писатель и поэт Михаил Рудницкий (1889-1975). Папа — Иван Рудницкий, греко-католический священник. Мама — Ида Шпигель из известного еврейского ашкеназького рода. Родители с обеих сторон были против этого брака. Роман Михаила и Иди длился более десяти лет. Весной 1889-го поженились против воли родителей.

В соответствии с австрийским законодательством — все чисто. Правда, перед тем Ида Шпигель вихрестилася на католицизм под именем Ольги. Брак взяли в церкви Святого Юра. Председатель Центральной Рады УНР Михаил Грушевский (1866 – 1934) был православным, а его избранница Мария Иванна — грекокатоличкою. Они венчались во Львове дважды — в православной церкви Св. Георгия и греко-католической церкви Св. Петра и Павла. В целом во Львове австрийского периода горожане праздновали и Рождество, и Хануку, и Новый год вместе, водили хороводы. Ведь 1868 года вышел новый патент, согласно которому иудаизм сравнялся в правах с христианскими религиями.

Доходило до того, что каждый, римокатоликив, греко-католик или иудей, на свой религиозный праздник приглашали друзей домой или в кафе и «выставляли». А девушки активно эмансипировались. Хотя девушке, например, из богатой семьи, самой нельзя было ходить в кабаки. Но если она хотела попасть в кафе, то могла попросить парня, чтобы он с ней туда пошел. Но тогда предполагалось, что девушка заплатит за парня…

По материалам: Высокий Замок