Прокуратура Львовской области открыла двери для туристических экскурсий  Вишукані вітражі, валіза слідчого та... меч ката

До исторического здания прокуратуры Львовской области можно попасть не только как свидетель или фигурант уголовного дела, но и на экскурсию. Когда в здании правоохранительной структуры, что на проспекте Шевченко, работала Торгово-промышленная палата. Историческое сооружение с ценными витражными окнами и фасадной лепниной построено в 1907-1910 годах за проектом архитекторов Альфреда Захаревича и Фаддея Обминского.

Дом — в стиле поздней сецессии с нотками неоклассицизма. Основную часть строительных работ выполняла строительная фирма Ивана Левинского. Торгово-промышленная палата славится настенной живописью (фриз авторства Феликса Вигживальського), скульптурными рельефами Зигмунта Курчинського, витражами и мозаиками Станислава Габриэля Желєнського (по картинам Генрика Узембля и Карла Фрича). В советский период в здании Торгово-промышленной палаты был расположен городской комитет коммунистической партии. А с 90-х годов здесь поселилась прокуратура Львовской области.

Новоиспеченная прокурор Львовской области Ирина Диденко решила, что это ведомство должно быть ближе к людям. Госпожа Ирина говорит, поскольку объект режимный, при входе у каждого туриста будут проверять документы. Каждую экскурсию будет сопровождать работник прокуратуры. Первую экскурсию в прокуратуру Львовщины доверили протестировать студентам юридического факультета ЛНУ имени Ивана Франко. До студентов-юристов присоединилась и журналист «ВЗ».

 Вишукані вітражі, валіза слідчого та... меч ката

Экскурсовод-искусствовед Наталья Зубик ведет студентов в лекторий на первом этаже (бывшая биржевая зал), где обустроены мінімузей прокуратуры. Показывает стенд с документами времен Даниила Галицкого и Магдебургского права. «Не знаем, как выглядел Даниил Галицкий, является лишь его условная скульптура. Из нее видно, что был красавцем, — с юмором рассказывает экскурсовод. — В те времена не было ни судей, ни прокуроров, ни адвокатов, ни следователей… Кто судил? Община во главе со старейшинами. Самое страшное наказание — изгнание из общины. Если общине не удавалось определить, кто прав, тогда работал такой себе конституционный суд — выходили к князю. Если князь не мог определить, тогда был Божий суд, испытания огнем или водой. Смертной казни не было. Только в статьях Магдебургского права вводится должность палача».

Наталья Зубик показала архивную фотографию меча, которым палач отрубал головы преступникам. Этот меч имел затупленный конец, потому что имел не колоть, а рубить. Спросила студентов, где именно во Львове палач наказывал преступников? Похоже, молодые юристы не слишком знают историю Львова, потому что в ответ — тишина. От студентов университета (!) ни одной версии… «Народ, палач работал на площади Рынок, — рассказала Наталья Зубик. — Если преступление не смертельный, то на этой площади могли привязывать к столбу и хлестать плетями. В течение суток каждый желающий мог плюнуть ему в лицо… Если преступник был благородного происхождения, на площади Рынок из казни делали шоу. В первом ряду собирались женщины и дети. Если же казнить нужно было человека из неблагородного семьи, то последнее слово произносили на Горе казней — возле Краковского рынка. Последнюю публичную казнь на этой горе палач выполнил 1847 года».

Уникальный экспонат музея прокуратуры — портфель следователя, с которым когда выезжали на место происшествия. В портфеле 49 предметов, среди них — магнит, пинцет, компас, фонарик, фотоаппарат «Зенит», мел…

Юрист, львововед Виталий Надашкевич рассказал «ВЗ» о своих впечатлениях от экскурсии. «В восторге, — говорит. — Введение экскурсий в прокуратуре свидетельствует о определенную открытость власти. Такая открытость, то ли в прокуратуре, или в клинике, или на заводе, лучше чем любая проверка заставляет держать порядок. Здание торгово-промышленной палаты — одно из самых знаменательных архитектурных украшений Львова. На мой взгляд, он даже интереснее знаменитый поміщецький клуб (казино). Именно биржа демонстрирует, не то как деньги тратились, но и то, как их зарабатывали. Сочетание таланта львовских архитекторов-художников с бизнесовой жилкой львовян подарило нам неповторимое центр, откуда Львов брал на это деньги, в том числе с нефтяных операций. Ведь Львов — это такой себе Дубай, только сто с лишним лет назад».

Из досье «ВЗ»

В ночь гнева (с 18 на 19 февраля 2014 года) до помещения прокуратуры Львовской области ворвались общественные активисты, чтобы уничтожить уголовные дела. Тогда от вандалов пострадали и некоторые витражи в коридорах учреждения. Также входные двери, окна… Нанесенный ущерб оценили в 10 миллионов гривен. За деньги городского бюджета все восстановлено. Один витраж, который пострадал в ночь гнева, еще реставрируют.

Фото автора

По материалам: Высокий Замок