«Украинцы видят счастье в том, что им навязывают извне, – материальном достатке», – говорит исследовательница секретов украинского счастья. И призывает брать пример со скандинавов, для которых семья, хобби, отдых на природе – важнее денег
Представьте, на улице хлещет холодный осенний дождь, а вам не нужно идти на работу — можно свернуться калачиком и подремать еще с часок под теплым покрывалом. В идеале — обняв пса/кота/детей/любимой жене. По мнению директора Института исследования счастья (Копенгаген, Дания), автора бестселлера «Маленькая книга хюґе. Как хорошо жить по-данськи» Мика Викинга, именно такие моменты и делают нас счастливыми, а не «крутые» должности и кругленькие суммы на банковских счетах. В то время, как в целом мире «спят и видят», как бы больше заработать, скандинавы думают, как бы иметь больше свободного времени, которое можно провести в кругу друзей и родных, на лоне природы или в одиночестве, надев теплые шерстяные носки, наполнив любимое фарфоровое чашку ароматным какао, зажегши свечи и усевшись в мягкое кресло с интересной книгой в руках. Ощущение, которое нас окутывает в такие безмятежные моменты, датчане называют «хюґе». Перевести его на другие языки невозможно, но быть счастливыми хочется всем. Поэтому в разных странах начали появляться адаптированные к национальным особенностям версии этой книги. В Польше — «Jakos to bedzie — Szczecie po polsku» («как-То оно будет — счастье по-польски»). В Украине — «Секреты украинского счастья, или хюґе по-украински».
«Украинцы забыли, как это — быть счастливыми. Видят счастье в том, что им навязывают извне, — материальном достатке», — говорит писательница из Тернополя Ирина Мацко (на фото), которая приехала во Львов с презентацией своей книги-исследования. Попытаться разгадать секреты украинского счастья Ирина решила после встречи с датчанином Миком Викингом на Книжном арсенале в Киеве.
Как показало «исследование счастья и политических взглядов», которое охватило выборке почти 52% населения мира, материальное благополучие как залог счастья нигде не стоит на первом месте. Может, это и покажется парадоксом, но в тех странах, где материальное благосостояние является высоким, люди не обязательно чувствуют себя счастливыми, и наоборот.
40% опрошенных украинцев признались, что предпочли бы родиться в другой стране, и это — рекордное количество. Среди опрошенных американцев и финнов не нашлось ни одного респондента, который бы сожалел, что ему пришлось появиться на свет в США или Финляндии. Среди китайцев таких всего 14%. Среди россиян и индусов — 12%.
«Ждем помощи извне — что кто-то придет и сделает нас счастливым. Но счастье лишь на 10% зависит от внешних обстоятельств. Не умеем радоваться моментам, собирать счастье по крупицам, видеть его в мелочах», — констатирует автор «Секретов украинского счастья».
Для украинцев самое важное, чтобы дети были счастливыми. За этот пункт в рейтинге факторов счастья проголосовали 32% респондентов (рекордное количество) и только 20% отметили, что для них важно самим быть счастливыми. «С одной стороны, это хорошо, потому что до безумия любим наших детей. С другой, это показывает разочарование в том, что нам когда-то будет хорошо, что мы можем быть счастливыми», — замечает Ирина Мацко.
В то же время, как показал масштабный опрос, в странах, которые развиваются, люди смотрят на свое будущее более оптимистично, чем в развитых, где люди всем довольны, не планируют эмигрировать, но на вопрос, каким видят будущее своих детей, — не знают, что ответить. Развитые страны столкнулись с новыми вызовами, и их граждане еще не знают до конца, как на них реагировать.
Откуда можно черпать радость от жизни?
Семья. «Ради чего украинцы всегда тяжело работали? Ради близких, — отмечает исследовательница украинского счастья. — Украинцы до сих пор сохраняют тесные родственные связи, а не так, как в странах Западной Европы или США — дети выросли, ушли отдельно жить и с родителями контактируют только по большим праздникам. Для нас важно поддерживать связь с дядями, тетями, племянниками и племянницами, двоюродными и троюродными братьями-сестрами. Мы сплочены. Если у одного сгорела хата — то вся семья берется ее восстанавливать. Стараемся часто видеться с друзьями/подругами, с которыми делимся наболевшим. Нам от этого становится легче. Нет такого: дом-работа, работа-дом и все, как в развитых странах, когда из-за нехватки времени и большие расстояния невозможно поддерживать крепкие и теплые отношения».
Места, где нам может быть хорошо. На карте Украины таких мест много — не надо ехать за тридевять земель и тратить кучу денег. Можно даже не ехать — можно пешком зайти.
Подарки тем, кого любим. «Когда спрашивала людей, в чем секрет их счастья, люди отмахивались: „Да какое там счастье — денег бы побольше! Ни на что не хватает“. А если забрать деньги? — риторически спрашивает Ирина. — Когда заставляем других улыбнуться, чувствуем себя более счастливыми. Подарок не обязательно покупать — его можно сделать своими руками. Например, приготовив вкусный ужин».
Традиции. Даже если человек не слишком верующий, когда поет/слушает колядки ли святить кулич в церкви, чувствует спокойствие: «Так делала моя бабушка и я так делаю».
Коды предков. «Начиная с вышивки, где каждый узор имеет особое, сокровенное значение, и оберегов, которые носим на шее, веря, например, что наша дорога будет хорошей, к сказкам, где заложены наши ценности, нравственные понятия, на которых воспитывались предыдущие поколения, и народных примет, в которые и сегодня продолжаем верить», — говорит автор «Секретов украинского счастья».
Народная песня — грустная, веселая и даже похабная.
Дом, двор, вышитые полотенца, разрисованная печь, нарядный домик, цветы под окнами, пес в конуре, кот лениво дремлет на подоконнике, село или город, целая страна — там, где нам хорошо, спокойно.
Традиционная украинская кухня — борщ, вареники, и другие блюда, которые нравятся иностранцам и без которых не представляют своей жизни украинцы.
Мечты и воспоминания — поехать к бабушке в деревню, посмотреть старые фотографии…
Путешествия. В советские времена люди жили как в клетке. «Теперь целый мир — наш дом, — говорит Ирина. — Посмотрите на нашу молодежь, которая много путешествует, учит языки, общается с людьми других национальностей. Молодые люди выбирают путешествия, а не накопление имущества. Лучше поедут с рюкзаками покорять горы, чем купят модную брендовую вещь. Как говорил покойный Кузьма (Скрябин): «Какая разница, сколько лет твоим кедам, если ты в них гуляешь по Парижу».
«Теплые, уютные, вкусные колоритные слова, от самого звучания которых становится хорошо: плед, пляцок, звездочка, орели (качели, которые навевают нам воспоминания о детстве), мамочка, вкусности. Но когда холодно, то и носки будут „хюжним“ словом», — шутит автор книги.
Совместные семейные традиции: когда вместе садимся к ужину, выезжаем за город, раз в месяц идем в кино… «Наша семья имеет такую традицию: когда холодно, падает дождь, покупаем в супермаркете много поп-корна, готовим его быстренько в микроволновке, включаем по Youtube интересный фильм, садимся рядышком и наслаждаемся просмотром. Когда дети были еще маленькие, то вывешивали на дверях объявление «Киносеанс начнется в таком-то часу. Билеты можно купить там-то. Просим вовремя занимать свои места», — делится личным опытом переживания счастливых моментов Ирина.
Автор «Хюге по-украински» предлагает в течение 21 дня фиксировать на бумаге моменты, которые сделали вас счастливыми (прогулка с собакой, кофе с подругой, просмотр хорошего фильма и т. п). Время от времени перечитывайте эти записи. Это гарантированно заставит вас улыбнуться. А ровно через три недели у вас выработается привычка замечать счастливые мгновения. И когда некий господин или госпожа, проводя на улице опрос, спросят вас, вы чувствуете себя счастливым/-ой, мы уже знаем, какой ответ вы дадите…
Фото из личного архива Ирины Мацко и ANSA
По материалам: Высокий Замок