В Виннице – единственный в Украине магазин-музей колониальных товаров «Господин Заваркин и сын»  А годинник іде... проти годинникової стрілки

Когда в Виннице Наталья Сидоренко из департамента маркетинга города и туризма пригласила группу львовских журналистов в кафе-музея «Господин Заваркин и сын», я подумала: во Львове таких тематических кафе — море, и никакой «особой обстановкой» никто нас не удивит… Но свое мнение я изменила, только переступив порог небольшого эксклюзивного винницкого музея.

Винница — город с большой историей, в том числе еврейской. По словам гида, в конце XIX века 36% населения города составляли евреи. А к 1913 году их количество выросло до 47%. Евреи покупали землю, строили дома, квартиры в которых сдавали в аренду. Кто не имел где жить, снимали такие квартиры, потому что цены были доступными, а собственники за это получали неплохие доходы. Поэтому дома стали называть «доходными».

1890 года из Вапнярки в Винницу прибыл предприниматель Моисей Флигельтуб со своей семьей. Сначала Флігельтуби снимали квартиру на втором этаже дома братьев Гельблу, а через два года купили ее. Предприниматель понял: поскольку дом в самом центре, выгодно приобрести еще одно помещение на первом этаже. Там открыл магазин, в котором продавал так называемые колониальные товары (товары, которые привозят из других частей мира. — Г. Я.). Продавали чай, кофе, специи, орехи и тому подобное. На товары был спрос среди состоятельных винничан, тем более, такое заведение в Виннице был единственным. Флигельтуб решил организовать также оптовую торговлю, однако лицу иудейской веры сделать это было нелегко. Поэтому по совету друга Моисей Флигельтуб выкрестился, стал православным и сменил фамилию и имя, став Матвеем Заваркиним.

До 1917 года семью Заваркиних считали одной из самых успешных и богатых в Виннице. Однако 18-й год изменил ход событий. Семья Заваркиних вынуждена была распродать имущество и эмигрировать в Париж, а затем в США. Сегодня потомки винницкого предпринимателя живут в Чикаго. Я рассказала лишь короткую историю из жизни людей, в магазине которых теперь действует единственный в Украине магазин-музей колониальных товаров «Господин Заваркин и сын». Музей является еще и исторической реконструкцией чайной лавки, существовавшей в Виннице в начале ХХ века. Копии документов, которые представили Заваркины, стали музейными экспонатами. Это — патефон, вес, чайники-заварники и даже коробка для леденцов, которые в то время назывались ландринкамы (думаю, от польского слова «ляндринка» — карамелька. — Г. Я.). В музее каждая мелочь расскажет о прошлом — обои, люстры, буфет, картины, статуэтки… Завершают эту домашнюю идиллию пианино и коллекция часов, которых здесь около 40. Старейший часы датированный 1830 годом, младшему только девять лет (2010).

 А годинник іде... проти годинникової стрілки  А годинник іде... проти годинникової стрілки

Отдельным музейным залом стал… туалет. По словам Натальи, туристы иногда убеждают, что именно туалет-музей — самый интересный для осмотра. Здесь действительно есть на что посмотреть — будуарное викторианское зеркало конца XIX века, старинные смеситель и раковина, серебряная тарелка с пожеланиями от бывшего хозяина магазина господина Заваркіна. А на стенах бумажные деньги царской эпохи — номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, а также часы с философским надписью «Иногда все идет не так». Выяснилось, часы идет… против часовой стрелки…

 А годинник іде... проти годинникової стрілки  А годинник іде... проти годинникової стрілки

Недавно перед входом в музей установили памятник: пожилого возраста еврей пьет кофе, а кот Шлема ворует у него сосиски. Памятник посвящен жителям еврейского квартала Виннице — Ерусалимки. У обоих персонажей были свои прототипы. Если первый — собирательный образ, то кот Шлема — реальный! Сохранились даже записи, где его вспоминают как величайшего вора. Коту, что не имел хозяев, удавалось во время прогулок Єрусалимкою воровать колбасные изделия, но никто его не мог поймать… Только в бронзе Шльому поймали «на горячем» — когда воровал сосиски.

Фото автора

Винница

По материалам: Высокий Замок