Основные схемы, которыми пользуются дельцы, – на примере регионального ландшафтного парка «Вознесение»  Як втрачаємо зелені легені Львова

Изобретательные застройщики не гнушаются ничем, чтобы построить элитное жилье или роскошный ресторан в зеленой зоне города: от покупки несуществующих сооружений, под обслуживание которых берут участок, до самовольного захвата земли в парке.

Заброшенные фундаменты отеля

Прогулку самой большой зеленой зоной города вместе с юристом-экологом Софией Шутяк начинаем с улицы Довбуша, 15. При входе в парк у горы Льва (памятник природы местного значения) есть участок, за который община борется с застройщиками более десяти лет. Здесь пытались построить сначала жилье, потом отель. Соответствующие следы все еще напоминают об этих намерениях… Металлическая конструкция-остатки забора, словно кольцом сжала участок, которая изобилует зеленью. Земля, где успели залить бетон, заросшая травой, заброшенные строительные вагончики свидетельствуют о том, что не так давно здесь должна бы появиться очередная коммерческая постройка. Привлекает внимание залит краской стенд — паспорт объекта, где сохранилась надпись «строительство гостинично-рекреационного комплекса…». Когда планировали завершение строительства? Из-под краски просматривается «2017 год».

«Никогда, ни при какой власти, территория этого парка не застраивалась, она выполняла прежде всего функцию естественной защиты города. Эти ландшафты создают территории Львова нужный микроклимат. Но в настоящее время территория парка привлекает предпринимателей как магнит», — рассказывает ведущий юрисконсульт международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» София Шутяк.

Это территория бывшей военной части, которая после того, как военные оттуда ушли, должна была перейти в пользование парка «Знесиння». По словам юрисконсульта, есть постановление ГОРСОВЕТА № 1113 по 2001 год, которая прописывает: если освобождается какая-то земельный участок в границах парка, то передается она в первую очередь для пользования парка. Но городская власть это проигнорировала, когда предоставила участок застройщику.

«Это ценная территория, которая военными никогда не была застроена. Имеет хорошую растительность. Это своего рода „экологический коридор“, который соединяет две части парка в единое целое. Если там застроить — это фрагментирует территорию парка, и с природоохранной точки зрения оно повредит ему, потому что не будет путей миграции для животных, птиц и растительности», — поясняет София.

Как впоследствии выяснилось в судах, передачи участка застройщику предшествовал ряд нарушений украинского законодательства. В частности, эта территория была передана под обслуживание несуществующих сооружений, которые предприниматель якобы приобрел в воинской части. Городской совет, городские депутаты фактически единогласно (!) (были три постановления ЛГС) отдали этот участок на Довбуша, 15, под застройку — без всех нужных согласований и візувань.

«Сейчас ситуация с Довбуша, 15, неопределенная для парка. Договор аренды земли для застройщиков закончился, но еще до этого момента им удалось залить там небольшой фундамент, площадью около 400 м кв., на который они успели зарегистрировать право собственности, как на незавершенное недвижимое строительство, — добавляет госпожа Шутяк. — Сейчас вопрос могут решить община и городской совет, — принять решение о передаче этих земель в границы парка „Знесиння“. Ведь есть угроза того, что владельцы псевдофундаменту снова сделают попытку там строить».

По мнению юристов, полностью освободить землю от собственности застройщика можно, выкупив фундаменты, ведь существует механизм возмездного изъятия имущества для общественных нужд.

Первые застройки

Движемся по парку дальше. Густая зелень, холмы, покрытые травой, производят впечатление, что мы вовсе не посреди большого города, а где-то далеко на природе, подальше от цивилизации… Проходим зооуголок «Дом спасенных животных», где помимо брошенных собачек и котиков, можно увидеть отобранных у недобросовестных владельцев или браконьеров енотовидных собак, лисиц, волков и много диких птиц: сороки, аисты, пустельги и др.

Поднимаемся по тропе вверх, изучаем информационные стенды, неподалеку замечаем детская площадка, далее деревянные скамейки и стол, где можно с удовольствием провести время среди природы. Мой глаз замечает внизу среди богатой зелени крыши домов, которые неестественно врезались в парк.

«Это одна из первых застроек парка на улице Липковского улица существовала еще до момента создания парка как объекта природно-заповедного фонда. Люди имели один небольшой домик и решили на своем приусадебном участке построить жилой дом. Он был построен незаконно, не знаю, сегодня узаконен, — объясняет София Шутяк. — Следующий пример такой самовольной застройки — дома на вул. Лесной, 11 и 13а».

По словам госпожи Шутяк, на основании решения Шевченковского районного суда ловкие дельцы получили государственный акт на право собственности на земельный участок на Лесной, 11, для жилищного строительства, затем два или три раза ее перепродали и построили дом. По соседству, на вул. Лесной, 13а, люди тоже решили сначала построить дом в пределах парка, а потом через суд узаконить его, но им не удалось. «Есть два решения верховных судов о сносе самовольно построенных домов на вул. Лесной, 11, и 13, но они до сих пор не выполнены. Почему так, это вопрос к городского совета, потому что парк не является собственником земли, и он не может получить исполнительный лист», — замечает моя собеседница.

Городской совет подал иск в суд о признании права собственности на эти самовольные строительства за коммунальной общиной. По мнению юристов, община имеет право решить, что важнее — восстановить все в прежнее состояние, снести дома на улице Лесной, или узаконить незаконное строительство и использовать для интересов общества, для рекреации или образования. Но всегда остается угроза того, что узаконенные самострои могут просто продать новым владельцам, которые уже будут уверенно там себя чувствовать.

«Особенностью объектов природо-заповедного фонда, такого, как регионально-ландшафтный парк „Вознесение“, является то, что у него есть территория, которая всегда больше, чем земли, которые предоставлены непосредственно парка в управление. Почему так происходит? Потому что объект природно-заповедного фонда — это определенная экосистема, которая очень часто сосуществует с антропогенными объектами. Для того, чтобы такая система была сохранена, должен соблюдать определенный режим его использования, который прописывается в проєктах организации территории», — объясняет юрисконсульт.

На основании документа «Проект организации территории», который приравнивается к градостроительной документации, на публичную кадастровую карту наносятся ограничения и обременения на пользование определенными земельными участками. «Парк „Вознесение“ имеет 354 га территории, сюда входят определенные городские улицы, здесь есть юридические лица, жилые дома. Это означает, что когда вы на момент создания объекта природно-заповедного фонда не возражали против включения сюда вашей территории, вы имеете право здесь жить и функционировать, но в пределах того, что позволяет закон», — отмечает госпожа Шутяк.

«Кроме общества, должна контролировать эти вещи государственная экологическая инспекция, — замечает София Шутяк. — Также архитектурно строительная инспекция, администрация парка. Но поскольку парк финансируется средствами из города, ему очень трудно быть независимым. Поэтому мы не раз поднимали вопрос: поскольку это региональный ландшафтный парк областного значения, надо передать его на финансирование области».

Что интересно, когда парк «Вознесение» начал интенсивно выступать против застройки на вул. Довбуша 15 и ул. Лесной 11, 13а, на его администрацию началось серьезное давление со стороны городской власти. Бывшему директору Олесю Завадовичу вынесли несколько необоснованных выговоров, он не имел права на премии, уменьшили финансирование парка и тому подобное.

Комментарии для «Главпост»Ульяна Тарас, руководитель парка «Вознесение»

Недавно была попытка неправомерно вынести в натуру границы парка «Знесиння». На нас совершалось непонятный давление со стороны псевдоактивістів по ускорению этой процедуры, и, соответственно, заявления рассматривались во всех инстанциях. Но, разобравшись с информацией, мы поняли, что это неправомерные поступки. На сегодня все процессы приостановлены, люди, которые оказывали активное давление, отстранены. Мы подали заявления в прокуратуру, полицию, открыто правоохранительное производство. Этот процесс выноса в натуру границ парка был сделан давно и не нуждался в повторении. Но дельцы требовали утвердить псевдодокументи, которые были перекроены фирмой ГП «Західгеодезкартографія», без согласования с городской властью, администрацией парка. Суть в том, что на новой карте было вырезано из парка участки, где есть частные застройщики, а некоторые «липовые» добавлены… Парк имеет свой акт на землю со своими пределами, а те незначительные нарушения, которые уже успели сделать в течение года, будут ликвидированы.

Олесь Савадович, предыдущий директор парка, работник «Вознесение»

Сейчас говорить о том, что в парке есть какие-то неосвоенные участки, которые не лучше выглядят, а мы их, мол, застроим и будет намного красивее, — это неправильно. Мы должны львовские парки приспособить для нужд социума. Парк во многом изменился, есть много оборудованных троп, поручни, ступени, колыбы, освещение аллей, начали новую программу «Дом спасенных животных». Но, к сожалению, все те вопросы, которые мы раньше имели относительно застроек, остаются. Это вул. Лесная или Довбуша, или Харьковская, где есть автостоянка. Вопросы висят в судах. Каждые выборы или перевыборы приводят к тому, что застройщик ищет новые способы решения своей проблемы. Теперь есть популярный способ — выкупить участок у частного пользователя и там делать значительно шире строительство.

По материалам: Высокий Замок