В бывшем цехе завода «Кинескоп» возводят храм Московского патриархата
«Во Львове на вул. Антоновича, 100, на месте цеха бывшего завода „Кинескоп“, на этой неделе началось активное строительство церкви УПЦ Московского патриархата. На входе нет ни одной вывески». Такой пост на своей странице в фейсбуке разместила Оксана Кормило. Она добавила также фото, на котором священник осматривает строение. Рядом работают мастера… Журналист «Главпост» пошла по указанному адресу, чтобы узнать, какая религиозная община зарегистрирована здесь.
Место строения расположенное неподалеку от нашей редакции. Поднимаюсь по улице Антоновича. Спрашиваю женщину в светлом платке, которая идет навстречу, где находится церковь? «Как раз иду из церкви, — говорит. — Увидите металлические сваи… Над дверью — икона Пресвятой троицы. Там есть первый этаж храма. Сейчас строится второй».
Пользуясь случаем, интересуюсь у собеседницы: это церковь Московского патриархата? «Официальное название: «Украинская православная церковь», — отвечает женщина. Видно, что она имеет проблемы со здоровьем. Идет на костылях. — Это ее журналисты называют «московской», но в документах этого не указано. «А табличка там есть?» — допитуюсь. «Я не видела», — отвечает растерянно.
Зато на мое замечание, что церковь подчиняется России, женщина реагирует мгновенно: «У нас духовная связь с патриархом Кириллом. Мы друг за друга молимся. Политика — не наше дело. Мы с Богом… Глава нашей церкви — Господь Иисус Христос. Все». «А куда идут те пожертвования, которые вы делаете?» — спрашиваю. «Все остается в нас. Мы никому ничего не отдаем».
У частной медицинской клиники замечаю строительство. С улицы виднеются огромные металлические сваи. Честно говоря, они уже изрядно поржавели… Через забор просматривается купол часовни…
Захожу во двор. Встречаю мужчину, который показывает вход в церковь. Еще раз уточняю, это церковь Московского патриархата? «Здесь был заводской цех. Потом его купила наша прихожанка. Да, это церковь Московского патриархата», — подтверждает.
Когда захожу внутрь, вижу всюду иконы… Стены расписывают двое мастеров. Ощущения смешанные, когда знаешь, что это помещение бывшего завода…
«А почему цех завода в церковь превратили? Когда-то на этом месте была церковь?» — спрашиваю женщину, которая расписывает потолок. «Это надо батюшку спрашивать… Не всегда легко найти землю или место, чтобы построить новую церковь. Надо, чтобы землю выделили. А так помещение продается, ты покупаешь, и оно уже твое, ты можешь все, что хочешь, там сделать».
Признаюсь искренне: «Я еще такого не видела!». «Во Львове все, что хочешь, есть. Даже монастырь — в квартире», — говорит с улыбкой женщина.
«Одна прихожанка мне сказала, что молится в этой церкви за Кирилла», — говорю этой женщине, которая тоже есть прихожанка этой церкви. «Наша церковь независима от России, — принимается объяснять мне моя собеседница. — Она имеет только евхаристический, молитвенная связь, — такой, как между всем православием. Она не имеет зависимости какой светской, финансовой».
«Вы имеете называться Российской православной церковью», — говорю. «Почему вы так считаете? Я — украинка и живу на территории Украины. И никуда отсюда не еду. Почему я должен так называться? Мы имеем связь с африканской церковью, японской…».
Далее женщина углубляется в исторические факты… А на мое замечание, что украинская церковь не должна иметь никаких связей со страной-агрессором, отвечает так: «А вас не смущает, что есть связь, например, японской церкви с русской церковью?». «Вы находитесь в Украине и молиться за Кирилла» , — не отступаю. «Да, я молюсь за патриарха Кирилла. И не только я. Вы в курсе, что за Кирилла молится ваш Епифаний?» (предстоятель Православной церкви Украины Епифаний випоминає Кирилла среди других православных патриархов, а не молится за него. — Авт.).
Далее женщина замечает, что наш разговор я записываю на телефон. Когда представляюсь журналистом, общаться со мной отказывается.
Затем подхожу к мужчине, который только что зашел в церковь. Представляюсь. Он говорит, что у него дочка училась на журналистике, от общения не отказывается. «А почему вы не называетесь Русская православная церковь?» — спрашиваю. «Честно скажу вам, это моя точка зрения, это было бы правильно. Но священное начальство считает по-другому. Я прихожанин. Я повинуюсь мнении священника».
Узнаю, что священник уже уехал. Муж звонит к нему и передает мне трубку. Однако отец Владимир от общения отказывается. Говорит, что должен сначала получить согласование на разговор от своего руководства. Кроме того, не позволяет также и другим со мной разговаривать… Человек, с которым я только что разговаривала, просит меня выключить телефон.
Когда выхожу с территории «Кинескопа» (сейчас здесь много разных фирм), охранник рассказывает, что к той церкви идут преимущественно старшие женщины. «Разговаривают на русском. Кто им здесь разрешил быть?!» — пожимает плечами мужчина.
Журналист «Главпост» узнала, что в ноябре 2003 года это помещение бывшего «Кинескопа» купила прихожанка этого храма. Все потому, что Львовский городской совет долго не придавала им земельного участка. Итак, прибегли к довольно хитрого шага… Однако религиозная община Украинской православной церкви прихода Святой Троицы зарегистрирована по… частной домашнему адресу в Галицком районе.
Начальник отдела религий и национальностей ЛОГА Тарас Гринчишин говорит: «Принятые 20 декабря 2018 года изменения к Закону „О свободе совести и религиозные организации“ (ст. 12) обязывают такую религиозную общину отразить в ее названии принадлежность к религиозной организации за пределами Украины. То есть в этом случае к Русской или Русской православной церкви. Или Московского патриархата. Однако до сих пор обращений по поводу переименования от этой религиозной общины УПЦ к облгосадминистрации не поступало».
Справка «Главпост»
Во Львове к Московскому патриархату относится храм Святого Георгия на вул. Короленко, храм Святого Владимира на Сыхове и приход Святой Троицы на ул. Антоновича, 100. Кроме того, по домашнему адресу есть женский монастырь Московского патриархата в районе улицы Зеленой.
Фото автора
По материалам: Высокий Замок