В Украине впервые высшее образование получил юноша с синдромом Дауна  Має енциклопедичні знання з історії, та не вміє зашнурувати черевики

Богдан Кравчук из Луцка — удивительный юноша. У него — синдром Дауна. Такие дети в Украине, как правило, имеют ограниченное пространство для жизни. А он вышел за отведенные для него обществом рамки и стал первым в истории нашего государства выпускником вуза с таким генетическим заболеванием!

Рождения Богдана было очень желанным и долгожданным. И даже известие о солнечное дитя с лишней хромосомой не заставила родителей отказаться от сына. Диагноз «синдром Дауна» больно резанул слух, и не вырвал любовь из сердца.

Сегодня смело можно сказать: каждое достижение Богдана — это титанический труд и фанатичная вера в сына мамы Евгении Кинах. Она не только ночей не досипляла, а настойчиво искала возможности для развития своего особого ребенка. Как говорят, стучала во все двери. И, вероятно, толчком к этому стал разговор с харьковским академиком Еленой Гречаніною, которая работала с «солнечными детьми». Она первая из врачей дала матери надежду, заверив, что с Богдана «выйдут люди», если им заниматься. А ее фраза о том, что мальчик научится раньше читать, чем говорить, стала пророческой!

— Тогда я лишь скептически улыбнулась. Богданчику был всего год, — вспоминает Евгения Кинах. — Он подрастал, я читала ему книжки. При этом водила пальцем по буквам, а он наблюдал. И так сам механически научился читать. Захотел выучить столицы мира — в четыре года знал их все. Но до сих пор ему не удаются элементарные для здорового человека вещи: ему сложно выйти в магазин, не может сам зашнуровать ботинки…

Мальчика взяли на обучение в реабилитационный центр. Как красиво он наизусть рассказывал стихи, переводил тексты! А вот с точными предметами не дружил. Когда же начал изучать историю — это стало самым любимым для него предметом. Ведь любовь к книгам, к прошлому фактически с пеленок привил ему дедушка — заслуженный врач Украины Василий Кравчук. Кстати, и назвал внука именно он Богданом не случайно, а в честь великого гетмана Хмельницкого.

Обучение в школе подходило к концу. Маме покоя не давали мысли о будущем сына. Знала, что он грезит историей, — может часами рассказывать о событиях прошлого. При этом так горячо светятся его глаза! Женщине хотелось видеть единственного ребенка счастливым. И она предложила сыну… сдать ВНО.

— До пробных экзаменов Богдан готовился сам. Его результат меня просто поразил. К основной сессии внешнего независимого оценивания сыну помогал подготовиться репетитор. Полученные баллы открывали для Богдана невероятные возможности — двери высшего учебного заведения. Однако не все было так просто, как мы думали, — искренне делится женщина.

Оказывается, парню не хотели выдавать справку о профпригодности. И только скрупулезное изучение медицинской документации, постановлений Кабмина позволило родителям найти юридические нормы и отстоять право своего особого сына на высшее образование. И в 19 лет Богдан Кравчук стал студентом-первокурсником исторического факультета Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки в Луцке.

И вот недавно мечта осуществилась — Богдан получил заветный диплом о высшем образовании. Сейчас он — специалист по європеїстики и истории международных отношений. Когда вручали документы, парень на сцену не вышел, а выбежал! Ибо для него поистине этот миг была найурочистішою. Трудно было сдерживать эмоции от невероятной победы и родным. Потому что непросто всем дались эти годы обучения. Не скрывают: мама превратилась в постоянного ассистента для сына, которому трудно было ориентироваться в коридорах вуза. Верными помощниками стали одногруппники, которые между парами водили парня из одной аудитории в другую, потому что Богдан терялся. Зато когда начинались специальные предметы, часто он становился другим пригодится, перед семинаром рассказывая какие-то такие детали темы, что в энциклопедиях трудно было изыскать.

Сегодня у юноши начинается новая жизнь. Позади студенческие будни, экзамены и выпускной, волнение перед сложными экзаменами и счастливые эмоции от общения с ровесниками, преподавателями. А впереди — шаг в неизвестность. Готово ли общество принять учителя с синдромом Дауна?

— Я реалист. Хоть мой ребенок для меня — лучшая в мире, стараюсь объективно смотреть на такие вещи. Справится ли он полноценно с работой учителя? Не уверена. Зато он может быть чрезвычайно интересным экскурсоводом, помощником учителя для работы с особыми детками, работать в архиве, с компьютером… Надеюсь, для Богдана найдется работа, чтобы он мог существовать в обществе, быть среди людей. Чтобы все эти приложенные усилия не стали напрасными, — искренне говорит Евгения Николаевна.

В США «солнечные люди» работают официантами в кафе, ремонтируют обувь, находят другую работу. Они педантичные работники библиотек, потому что четко раскладывают литературу. А вот в Украине такой практики нет. Кравчуки надеются, пока что.

Я спрашиваю у Богдана, каким он себя видит в будущем. Парень искренне отвечает:

— Мечтаю найти работу, иметь семью и возможность обеспечивать родных…

м. Луцк.

По материалам: Высокий Замок