“Позиция государства и моя персональная цель — отменить призыв. Мы движемся к профессиональной армии согласно стандартам НАТО, которая будет профессиональной, подготовленной и оснащенной”, — заявил Андрей Загороднюк в телеэфире. Но целесообразно ли это в стране, в которой идет война?
Разный взгляд по этому поводу имеют Игорь Романенко, ексзаступник начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, военные эксперты Дмитрий Снегирев и Олег Жданов, офицер резерва и волонтер Мирослав Гай.
— Актуален ли, на ваш взгляд, заявление министра относительно отмены призыва?
Д. Снегирев:
— Переход армии на профессиональную, контрактную основу — одно из требований реформирования Вооруженных сил Украины к стандартам НАТО. От призыва сегодня тысячи мужчин уклоняются. Только в Киеве сейчас находится в розыске около 35 тысяч человек. Срочная служба — пережиток “совка”. Если мы хотим иметь реформированную армию, нужны контрактная система и материальное поощрение, чтобы люди хотели вступать в ВСУ.
Также стоит учитывать, что с 2014 года действует указ, согласно которому срочники не проходят службу в зоне АТО/ООС. Поэтому не стоит говорить, что отмена срочной службы каким-то образом повлияет на комплектацию ВСУ или частей, находящихся в зоне проведения боевых операций.
И. Романенко:
— Во время войны отказываться от срочной службы нельзя. Стратегические резервы состоят именно из граждан, которые прошли срочную службу. И их невозможно будет пополнить только контрактниками.
А. Жданов:
— В 2009 году, когда Украина стремилась вступить в НАТО, 50% армии составляли контрактники. А такие военные формирования, как Государственная пограничная служба, вообще отказались от призывников. Все это прекрасно работало, пока не пришел Виктор Янукович и не остановил интеграцию в НАТО в 2010 году.
М. Гай:
— В условиях войны, когда министры стран НАТО делают официальные заявления, исходя из данных разведки, что РФ готовится к региональной или континентальной войны, нельзя отказываться от срочников. У нас каждый день есть раненые на фронте, есть погибшие.
Зная, сколько техники сосредоточивает Российская Федерация у нас на границах, как интенсивно строит военные базы, какие изменения она внесла в мобилизационное законодательство,
можно сказать, что это несвоевременная инициатива!
— Все передовые страны мира перешли на контрактную форму, то почему нам этого не сделать?
— Не все. В Израиле, окруженном недружественными арабскими странами, привлекают всех пригодных к службе. И без ее прохождения человек не может занять чиновничью должность.
Другой пример — Южная Корея. В этой стране обязательную срочную службу проходят все мужчины в возрасте от 18 лет. Недавно участники популярного молодежного корейского поп-группы BTS тоже пошли служить, несмотря на всемирную славу и огромное состояние. Потому что страна понимает угрозу от северного соседа.
А. Жданов:
— По моему мнению, Украине идеально подошла бы швейцарская военная модель, но с интегрированной контрактной армией. Скажем, 200 тысяч военных находятся на службе по контракту, а остальное подчиняется закона о территориальной обороне. Это дало бы возможность создать систему территориальной обороны с подготовкой специалистов, выдачей им обмундирования, оружия и боеприпасов. А в случае опасности мобилизовать достаточное количество квалифицированных людей.
Читайте также текст о любви на линии огня.