Чтобы узнать о буднях пастухов, отправляюсь с одним из них на пастбище. 60-летний Василий Баранский — бывший водитель, а сегодня — известный на все село хозяин. Идем с ним к конюшне, чтобы выгнать пастись корову Лыску.
Животное чувствует, что у нее кто-то чужой, и нервно взмахивает хвостом и крутит рогатой головой. Дядя Василий становится возле меня и… принюхивается, спрашивает, не пользовалась духами. Потому что резкие запахи корове не нравятся. Так и начинается наш с пастухом день.
К счастью, я ничем таким не пользовалась. Лиска успокаивается, дядя Василий берет старый полотенце, вытирает им корову, цепляет к шнурку на шее цепь-веревку, крестит трижды и выводит за ворота.
“В нашем селе каждый хозяин сам пасет свой скот, — рассказывает господин Баранский. — А еще в 1990-х пасли по очереди. Собирались жители 1 — 3 улиц, определяли, кто и когда будет пасти. И каждый день приходил другой пастух или пастушка до каждой хозяйки и ждали, когда скот выведут за калитку. Кстати, платы за такой выпас никто не брал”.
В некоторых селах еще до сих пор есть профессиональные пастухи, которые присматривают за чужим скотом. На одного пастуха приходится в среднем 20 — 25 животных. За свою работу они получают 6 — 8 тысяч гривен.
Пасут скот дважды в день: утром с 06.30 до 10.00, вечером — с 18.00 до 22.00. С собой в поле пастухи берут плащи-дождевики, раскладные стулья, палку, которой скот загоняют, и еду. Мясные блюда у скота не употребляют. За народными традициями, когда на пастбище такое есть, то коровы заболеют.
А еще пастухи украдкой могут и рюмку опрокинуть. И вообще выпивать возле скота — стыд, люди говорят: пастуха-выпивоху собственная корова может на рога поднять”.
“Кстати, если корова побежит к человеческим наделов, где растут клевер или люцерна, и разрушат их, то за такие убытки тот, кто недосмотрел скот, будет бесплатно работать несколько дней у хозяина, или будет финансово ему возмещать потери”, — говорит господин Баранский.
Мужчина с ностальгией вспоминает молодость и рассказывает, что раньше пасти скот означало пройти жизненную школу.
“На поле старшие рассказывали младшим разные истории, уроки учили, девушки вышивали и вязали, вместе играли в домино, — говорит Василий Баранский. — Молодежи на пастбище знакомились, женихалися, даже… детей зачинали. Сегодня пастухи и постарше тоже, на поле все с мобилками: просматривают новости, “зависают” в соцсетях и музыку слушают. Но традиций в деревнях не забывают: на праздник Петра и Павла для пастухов устраивают народные гуляния, а в полях выкапывают земляные рвы и кладут там угощение и деньги. Такие подарки для пастухов называют “петрівщиною”.
Читайте также о том, почему экологи призывают фермеров опомниться.