«Чин Иорданского посещение священником прихожан упоминается еще в древних церковных книгах, — говорит в комментарии газете Экспресс протоиерей Михаил Сивак, проректор Православной богословской академии ПЦУ. — Вероятно, эта традиция началась еще с IV века, когда и Рождество, и Богоявление отмечали в один день. Тогда освящалась вода, считалось, что на нее нисходит благодать Божья. Такую воду называли Большой Агиасму, то есть великой святыней. Христиане использовали ее для окропления домов от всего плохого».
— Как сегодня происходит освящение дома?
— Информацию о том, когда священник будет осуществлять визиты к верующим, объявляют в храме, в больших городах чаще существует практика записываться заранее для пастырского благословения иорданской водой.
В доме, где совершают обряд, часто на стол в одной из комнат ставят икону, зажигают свечу, в некоторых регионах кладут еще и хлеб. Священник читает тропарь: «Во Иордане крестился Ты, Господи…» Может также произнести специальную молитву на освящение дома. Хорошо, когда в этом маленьком богослужении вместе со священником участвует вся семья.
Во время душпастырского визита священник также интересуется жизнью верующих, может помочь наставлением.
— А можно освятить жилище позже — например, если идет ремонт или жильцы куда-то уехали?
— Конечно. В «Требнике» существует Чин освящения дома, который может совершаться в любое время. Но это уже не считается благословением Иорданской водой.
— За окропление домов следует платить средства?
— Любое денежное пожертвование — добровольная. Священник не может устанавливать какую-то сумму или требовать средства. Если человек хочет пожертвовать деньги церкви — то делает это.