«Часть православных автокефалий возникли уже давно (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский патриархаты), а некоторые существуют с недавних пор, — рассказывает в комментарии газете Экспресс Дмитрий Горевой, религиовед, директор Центра религиозной безопасности. — Томосы есть у Церквей, которые еще достаточно молоды и появились в результате отделения от Константинополя. К примеру, Кипрская Церковь — одна из древнейших поместных Церквей Востока (с 431 года — автокефальная архиепископия, которая образовалась из епархии Антиохийской Церкви), Томоса не имеет.
Русская Православная Церковь получила свою автокефалию от Константинопольского патриархата. Томос после предоставления статуса патриархии РПЦ в конце XVI века не вручали, потому что в это время такие документы еще не выдавались.
Грузинская Православная Церковь получила независимость от Антиохийской Церкви еще в IV веке. Возможно, ей предоставлялся соответствующий документ об автокефалии, но он не сохранился. Однако, когда в 1990 году Грузия обрела политическую независимость, Константинопольский патриарх предоставил Грузинской Церкви Томос, который не устанавливал автокефалию, но признавал ее».