О. Панасенко: «Если медик заболел коронавирусом на рабочем месте, то нет гарантий, что он сможет это доказать»

В Украине с каждым месяцем возрастает количество инфицированных коронавирусом медиков, которые вынуждены сражаться с недугом практически без поддержки государства. Власть уже не первый месяц обещает медработникам и их родственникам специальные выплаты и надбавки, но при этом делается все для того, чтобы ни один медик так и не получил обещанные деньги. В связи с этим возникает резонный вопрос о будущем отечественных медработников в обозримом будущем, учитывая, что Украина даже не вышла на гребень первой волны коронавируса. Корреспондент ГолосUA пообщался с главой Свободного профсоюза медработников Украины Олегом Панасенко, чтобы выяснить положение наших медиков и особенности их взаимоотношения с властью в условиях эпидемии.

-В марте Минздрав называл цифру в четыре тысячи инфицированных медиков, а 6 июля Максим Степанов заявил, что коронавирусом заразились 7030 медработников… Насколько можно доверять официальной статистике и какова реальная картина заболеваемости среди медработников?

-На сегодняшний день официальная статистика Минздрава – 7178 заболевших медиков. Что же касается надежности статистики, то сейчас трудно сказать, насколько эти данные можно считать объективными, поскольку министерство и сами чиновники стараются скрыть не только количество заболевших медиков, но и утаить реальное количество умерших медработников. К примеру, 21 июня Президент сообщил о смерти 43-х медиков.

Если мы посетим официальный сайт Минздрава, то найдем там количество заболевших и количество выздоровевших медработников. Но мы не найдем там количество умерших медиков. На сайте указано общее число умерших – 1327 человек по стране, но в министерстве видимо не считают важным указывать статистику смертности среди медработников, которые находятся на передовой борьбы с данным недугом.

-То есть, насколько можно понять, столь высокий уровень заболеваемости говорит о том, что Минздрав сложил с себя какие-либо обязательства по обеспечению медработников всеми необходимыми средствами защиты?

-В конце июня я лично присутствовал на заседании комиссии Киевсовета по вопросам здравоохранения и социальной защиты, где депутаты обращались с вопросами к директору Департамента здравоохранения г. Киева Валентине Гинзбург о том, сколько нужно костюмов, масок и антисептиков, чтобы обезопасить медработников. На это Гинзбург ответила, что Департамент здравоохранения находится только в процессе разработки данных. То есть, выходит, что в Украине уже почти отменен карантин, а Департамент здравоохранения так и не разобрался с вопросом всего необходимого для обеспечения жизни и здоровья медработников. В таком положении, когда государство перестало выполнять возложенные на него обязательства, медработники получают помощь со стороны как рядовых граждан, так и от бизнесменов и меценатов, а нередко и сами вынуждены приобретать за свои деньги необходимые средства защиты.

-Ранее в одном из своих заявлений Максим Степанов сообщил, что Covid-19 добавили в список профессиональных болезней для медработников… Причем не обращается, вообще, внимания на тот факт, что государство полностью оставило медработников один на один с данным недугом…

-Конечно, у медиков может быть множество профессиональных заболеваний. К примеру, нередко хирургам приходится оперировать пациентов, зараженных ВИЧ-СПИД, а также вирусными гепатитами B и C, которые могут передаться при уколе иглой во время операции. Но почему-то коронавирус признан инфекцией более опасной, чем гепатит B и C, хотя данные болезни часто приводят к инвалидизации.

На данный момент для медработника главная трудность заключается в том, что ему крайне сложно доказать факт заражения данным недугом именно на рабочем месте. Создается множество комиссий, которые признают медика заболевшим где угодно, но только не на рабочем месте. То есть все юридические формальности соблюдены, но в результате расследований оказывается, что заболевших медиков при выполнении своих рабочих обязанностей как бы и нет.

К примеру, в городе Коростень Житомирской области заболели доктор, медсестра и санитарка, которые были обеспечены одной защитной маской на троих. И я вовсе не преувеличиваю. Но несмотря на то, что они тяжело перенесли заболевание и остались живы, с апреля месяца никто из них так и не получил никаких выплат. И таких случаев много по всей стране.

-По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко основная причина столь высокого уровня заболеваемости среди медиков состоит в ненадлежащем инфекционном контроле и уровне профилактики, который существовал в стране до пандемии… Хотя мы знаем, что Ляшко был одним из тех, кто участвовал в уничтожении Государственной санитарно-эпидемиологической службы…

-Как бы странно это не прозвучало, но коронавирус сорвал покрывало лжи об успешном ходе медицинской реформы в Украине. Ведь в Украине практически не осталось системы здравоохранения как таковой. Ранее мы имели останки здравоохранения системы Семашко, но теперь нет даже этого.

Кроме того, коронавирус показал, что у нас до сих пор не возрождена система санэпидзащиты и не возрождена санитарная эпидемиологическая служба. Несмотря на множество разговоров, но так и не появились нормативные документы, постановления Кабмина и законы, которые позволили бы это сделать. Ну а поскольку ее нет, то и Ляшко по факту – это генерал без войска, без подчиненных.

Ведь если нет четко прописанных постановлений Кабмина о штате санэпидслужбы и определения функциональных обязанностей сотрудников, если не предусмотрено финансирование данной службы, то как в таком случае можно занимать должность главного санитарного врача? В действительности функции, которые осуществляет Ляшко, – не выходят за рамки обязанностей обычного пресс-секретаря.

-Ранее Зеленский сообщил, что семьи медиков, погибших во время работы с больными коронавирусом, получат компенсацию в размере 1 миллиона 576 тысяч гривен… Что вам об этом известно?

-Лично мне, как лидеру всеукраинского профсоюза, неизвестно ни одной семьи погибшего медика, которая бы получила компенсацию в размере, озвученном Президентом и министром здравоохранения.

Как я уже отметил выше, на практике делается все необходимое, чтобы воспрепятствовать фиксации того факта, что медик погиб именно в результате заражения на рабочем месте. В документах указывается, что медик заболел в транспорте, на базаре, в магазине, в общем, где угодно, но только не во время выполнения своих обязанностей. Делается это для того, чтобы не заплатить ни семьям, ни самим медработникам никаких денег. Эта тенденция наблюдается как в Киеве, так и по стране в целом.

Отдельно хочется сказать о сумме в 210 тысяч гривен, которая была обещана для медиков, ставших инвалидами. Если почитать статьи как отечественных, так и зарубежных специалистов, то выяснится, что коронавирус представляет собой болезнь, от которой человек либо заболевает и умирает, либо заболевает и выздоравливает. Но мы нигде не увидим статистики о том, чтобы множество заболевших стали инвалидами. Также об этом нет четкой статистики.

Дело в том, что парламентский комитет по вопросам здоровья нации специально внес поправку о том, что выплата будет предоставляться только для тех медиков, кто стал инвалидом. А значит, данные деньги не достанутся никому. Речь идет о том, медики и их семьи будут обмануты, и данных средств не дождутся.

-В одном из своих интервью Ляшко сказал, что 300%-ные доплаты медикам, работающим с больными коронавирусом за март, апрель и май, выплачены по всей Украине… Хотелось бы узнать у вас ситуацию с данными выплатами…

-Это ложь. Дело в том, что Свободный профсоюз медицинских работников Украины направлял письма как в Минздрав, так и в Национальную службу здоровья Украины (НСЗУ) с вопросом о том, по какому алгоритму должны насчитываться надбавки медработникам и кто именно должен их выплачивать.

Также мы слышали Степанова, который благодарил местные советы за то, что они выплачивают данные надбавки из собственных бюджетов, ведь подавляющее их большинство являются дотационными и живут за счет субвенций из государственного бюджета. Ранее их обязали выплачивать заработную плату медикам, а теперь еще и заставляют платить надбавки.

В итоге от НСЗУ мы получили письмо с предложением обратиться с запросом в Минздрав. Но мы не удовлетворились данным ответом и добились предоставления от НСЗУ формулы, где указывалось, что никто из медиков 300%-ную надбавку так и не получит. Короче говоря, ситуация как с выплатами за смертность и инвалидность, так и с 300%-ными надбавками – одно сплошное вранье. Ведь что такое 300%-ная надбавка? Это три оклада. А поскольку сейчас зарплата у большинства медиков, особенно на вторичном уровне, находится на уровне минимальной, то в итоге, никто из медработников данных выплат на руках так и не увидел.

-Какие перспективы ожидают украинских медиков в обозримом будущем?

-Если медицинское сообщество не объединится, а также если народ и прогрессивные политические силы не поддержат медиков, то уже к осени закроется огромное количество лечебных учреждений по причине банкротства из-за недофинансирования.

Ранее Шмыгаль и Степанов обещали, что с 1 июля у медиков вырастут зарплаты в размере от 30 до 70% в зависимости от специальности и категории, то теперь дату перенесли на 1 сентября. Думаю, что единоразово будет выброшено некоторое количество денег исключительно для того, чтобы медики, коих по стране насчитывается около одного миллиона человек, проголосовали нужным образом на местных выборах за нынешнюю «зеленую» власть. Хотя вполне может быть, что и этого не произойдет.

Медицинскую отрасль в Украине ожидают печальные перспективы. Дельцы от медицины сделают все, чтобы все те больные, которые в состоянии платить, пошли в частные клиники. Что же до тех 60% населения страны, которые, по данным ООН, живет за чертой бедности, то власти абсолютно все равно, выживут они или нет. Ведь нужно как можно быстрее продать землю, сократить население и подсчитать деньги.

О. Панасенко: «Если медик заболел коронавирусом на рабочем месте, то нет гарантий, что он сможет это доказать»

По материалам: Голос