Закон о функционировании украинского языка оставила «в наследство» прежняя власть. Президент Зеленский ранее его критиковал, но ничего не предпринимает, вопреки рекомендациям западных партнеров. По экспертному мнению, он «заигрывает» с разными аудиториями…
А закон внедряют полным ходом
Кабинет министров Украины создал Национальную комиссию по стандартам государственного языка. Об этом сообщает пресс-служба правительства.
Комиссия будет проверять уровень владения государственным языком – для приобретения гражданства Украины или занятия определенных законом должностей.
Любопытно, что в том же сообщении отмечается, что правительство также начало формировать стратегию в сфере культуры и искусства, которой будет предшествовать проведение социологического исследования «для обеспечения доступа граждан к потреблению культурных услуг, доступа к искусству». Как известно, к сфере деятельности новой комиссии это не относится.
И госпрограмма, и комиссия, напомним, были предусмотрены с законом о функционировании украинского языка, принятом президенте Порошенко. Государственная программа содействия освоению украинского языка должна предусматривать не социологические исследования, а курсы украинского языка для взрослых. Впрочем, утверждается она Кабмином, и тот волен.
В рамках того же закона создана Нацкомиссия по стандартам языка. Она должна состоять из девяти членов (персональный состав и численность аппарата комиссии пока неизвестны). Этот орган сочинит требования к уровню владения украинским языком иностранцами для получения гражданства.
Времени достаточно — только в июле 2021 года вступят в силу требования к уровню владения языком для получения гражданства Украины. За это время Нацкомиссия успеет решить, как организовывать и проводить экзамен на владение языком, и какие выдавать сертификаты для получения гражданства.
Любопытно, что тотчас после принятия языкового закона в ЕС заявляли, что украинские власти должны направить закон о языке для оценки Венецианской комиссии Совета Европы и сделать это до того, как он вступит в силу.
Но закон вступил в силу и без этого, а в конце сентября в Украину прибыла делегация Венецианской комиссии для изучения внедрение закона о языке. По результатам этого визита делегация готовит заключение, которое Венецианская комиссия должна принять в декабре.
Эксперты напоминают, что Рада VIII созыва приняла языковой закон в самом конце своей работы, а президент Порошенко подписал его, уже проиграв выборы, перед уходом с поста. «Была бы другая ситуация, если бы предыдущее большинство приняло языковой закон в начале своей работы и смогло его непосредственно внедрить», — заявил «Слову и делу» политический аналитик Дмитрий Купыра.
Он не исключил, что по итогам визита Венецианской комиссии могут быть пересмотрены отдельные положения документа. Но пока этого не произошло, внедрение языкового закона идет полным ходом. Так, закон предусматривает должность Уполномоченного по защите государственного языка. Конкурс на эту должность в начале сентября выиграл бывший нардеп он «Народного фронта» Тарас Кремень.
Сообразно принятому закону, Уполномоченного назначает и освобождает от должности правительство. Вопреки результатам конкурса (он проходил в офисе Омбудмена Людмилы Денисовой назначенной Радой VIII созыва), Кабмин пока никого не назначил. Премьер-министр Гончарук в середине октября заявил, что ждет кандидатуры от министра культуры Бородянского.
Отметим, что перед голосованием второго чтения, из законопроекта убрали упоминание о языковых инспекторах, которыми должен был руководить Уполномоченный. Но численность аппарата уполномоченного неизвестна, а его функции таковы, что в одиночку ему не работать. Ведь Уполномоченный будет рассматривать жалобы и назначать штрафовать субъектам хозяйствования за нарушение требований закона по применению государственного языка.
«Установление языкового апартеида»
Политолог Даниил Богатырев отмечал: «Закон предполагает украинизацию абсолютно всех сфер общественной жизни. И это в стране, минимум половина, которой в повседневной жизни говорит по-русски, а ещё около 5% — на других языках». Политолог считает, что закон направлен «на установление языкового апартеида, разделение граждан на сорта по языковому признаку, и вопиющее нарушение прав всех, кто в повседневной жизни привык использовать не украинский язык».
Отметим, что Министерство иностранных дел пообещало экспертам Венецианской комиссии, что обеспечение прав нацменьшинств «будет определяться новым законом о нацменьшинствах, который должен быть представлен на рассмотрение Верховной Рады Украины».
Более того, Атлантический совет НАТО в полном составе потребовал от украинских властей «полностью внедрить рекомендации и выводы Венецианской комиссии» относительно прав нацменьшинств. Та, напомним, рекомендовала вернуть право нацменьшинств учиться на родном языке. Такое право было гарантировано до принятия закона об образовании осенью 2017 года — статья 53 Конституции Украины гласит, что гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке.
Пока, несмотря на требования 28 стран НАТО и Еврокомиссии, никаких подвижек в языковом вопросе нет. Политолог Алексей Якубин говорит: «Может быть, это связно с тем, что у Зеленского считают, что этот вопрос можно рассмотреть чуть позже. Проблема в том, что языковой закон уже начал работать. Возможно, это попытка Зеленского заигрывать с разными аудиториями. Но все-таки есть нормы, связанные с Конституцией — права и свободы, и заигрывать с разными аудиториями не означает, что нужно сдавать Конституцию в утиль».
Как известно, ст. 10 Конституции, гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств. Статья 11 Конституции гарантирует содействие языковой самобытности национальных меньшинств. Статья 22 не допускает сужения существующих прав и свобод. Статья 24 подчеркивает, что не может быть привилегий или ограничений по языковым или иным признакам.
Однако, действующий закон о функционировании украинского языка предусматривает штрафы: 3,4-5,1 тыс. гривен за неиспользование украинского языка в сфере науки, культуры, книгоиздания, спорта, здравоохранения, технической и проектной документации, в интерфейсах сайтов, рекламе, транспорте.
3,4-6,8 тыс. грн. штрафа предусмотрены за разговоры не на украинском во время заседаний, встреч, рабочего общения и документооборота в органах власти, коммунальных предприятиях, судах, Вооруженных силах и правоохранительных органах;
5,1-6,8 тыс. грн. штрафа полагаются за непредоставление информации о товарах и услугах на украинском языке; 6,8-8,5 тыс. грн – за неукраинский язык в печатных СМИ.
Напомним, что с 16 июля украинский язык стал обязательным для чиновников. Кроме того, на нем обязаны говорить преподаватели вузов и школ, а также все врачи и медработники.
Через 18 месяцев после вступления языкового закона на украинский обязаны перейти предприниматели всех форм собственности. Штрафовать будут не официантку или продавца, а предприятие.
Через 30 месяцев после вступления в силу языкового закона печатные СМИ обязаны выходить на украинском языке. Через 18 месяцев после вступления в силу языкового закона печатные СМИ обязаны выходить на украинском языке, а интернет-издания — сделать стартовую страницу на украинском.
Президент Владимир Зеленский до своей инаугурации заявлял, что языковой закон не прошел должного обсуждения с общественностью и будет проведен тщательный анализ документа «на предмет соблюдения конституционных прав граждан». Но этого не происходит, более того, теперь анонсируется закрытие всех русских школ.
«Возможно, это происходит из-за того, что часть людей, назначенных на должности, работали с прошлой властью и не видят большой проблемы в том, чтобы продолжать все то, что делала прошлая власть, даже играя против рейтинга Зеленского», — говорит Якубин.
По материалам: Голос