Представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма заявил, что политическая часть «Минска-2» выполняться не будет, пока «ДНР» и «ЛНР» не объявят о самороспуске, Россия не выведет войска из Донбасса, а границу не передадут Украине. ГолосUA решил разобраться, может ли Украина выйти из Минских соглашений и к каким последствиям это может привести, расспросив об этом политолога Руслана Бортника.
— Руслан, может ли Украина выйти из «Минска-2»?
— Формальный или официальный выход Украины из Минских соглашений на сегодняшний день маловероятен. Оцениваю развитие такого сценария в 20%, поскольку это сразу повлечет за собой вопрос о снятии с России санкций. Также Украину сразу обвинят в срыве переговоров по реализации минских договоренностей. Это формальное признание поражения и получение статуса виновного в этой ситуации. Однако попытки саботажа выполнения Минских соглашений очень вероятны. Многие люди из команды Президента Зеленского очень критикуют Минские соглашения, считают их очень плохими и пытаются найти способ, как их переписать или не выполнять.
— Выгодно ли Зеленскому сейчас поставить выполнение Минских соглашений на паузу?
— После митингов и акций протестов команда Президента испугалась правых радикалов. Она пытается снять кризис в отношениях с правыми. То есть уменьшить протестные настроения в обществе. Стратегически это не выгодно. Тактически у Зеленского просто пытаются удержать власть.
— Киев для выполнения Минских соглашений потребовал распустить ЛНР и ДНР… Насколько это вероятно?
— Роспуск так называемых ЛНР и ДНР предусмотрен Минскими соглашениями. Это один из последних пунктов Минских соглашений. Сначала проходят выборы на Донбассе по украинским законам, которые и распускают ЛНР и ДНР. Сейчас происходит жонглирование пунктами, какие из них выполнять и в какой последовательности. То есть сначала граница или выборы или ликвидация ЛНР и ДНР, внесение в эти вопросы выведения войск и капитуляции России, все это рассматриваю, как попытку повысить позицию нашей страны в переговорном процессе. Только боюсь, что в этом случае переговоры в нормандском формате могут вообще не состояться. Не исключаю, что это попытка создать кризисные условия, при которых возникнет возможность отказаться от Минских соглашений или полностью их переписать и при этом не оказаться обвиненными со стороны западных партнеров в попытке срыва мирного урегулирования конфликта на Донбассе.
— Если Украина будет переписывать «Минск-2», как на это отреагируют в России?
— В Российской Федерации продолжат ждать. В Кремле не будут выступать со своими позициями и предложением. В России понимают, что в Украине внутриполитический кризис, который произошел на фоне урегулирования конфликта на Донбассе между Зеленским и праворадикальными группами. В России понимают, что нынешняя позиция Украины дискредитируют Москву в глазах представителей Германии и Франции, которые возвращаются к диалогу и сотрудничеству с РФ. Соответственно, Россия не будет уступать. Она будет проводить свою политику и ждать более благоприятного момента для оказания давления на украинское руководство.
— Это приведет к замороженному конфликту на Донбассе?
— К теплому конфликту. Замороженный конфликт у нас в Приднестровье, там не стреляют. У нас же продолжат гибнуть люди. Не исключаю, что на Донбассе возможны более широкие и серьезные эскалации конфликта.
— Как долго продлится конфликт на Донбассе?
— Еще один политический цикл. То есть, около пяти лет.
— Какое решение нужно принять Зеленскому, чтобы урегулировать военный конфликт на Донбассе?
— Президент должен в этой ситуации взять всю ответственность на себя. Сказать, что план мирного урегулирования конфликта на Донбассе является его прямой ответственностью. Он, как Президент, не будет обращать внимание на радикальное меньшинство, существование которого в любом случае неизбежно. Всегда останутся недовольные люди. Поэтому Зеленскому нужно вынести эти вопросы на референдум. Нужно спросить украинцев, почему кто-то присваивает себе роль всего украинского общества или позволяет говорить от всех украинских патриотов. Только так эти вопросы можно решить. В любом случае жонглирование этими смыслами и подобная риторика продолжится.
— На референдум нужно вынести формулу Штайнмайера?
— Нет. Минские соглашения. Украинцам нужно поставить простой вопрос. Поддерживаете ли вы реализацию Минских соглашений от 2014-2015 годов, которые предусматривают расширение местного самоуправления, амнистию и так далее. Нужно задать гражданам один такой широкий вопрос, на который украинцы должны ответить да или нет.
— Если большинство украинцев поддержит Минск, а митинги продолжатся, что делать Зеленскому в этом случае?
— Заявить, что это выбор большинства и претензии не обоснованы. Большинство проголосовало за мир на Донбассе таким путем, и он, как Президент, должен реализовывать мнение большинства украинцев.
По материалам: Голос