Следователи продолжают разбираться в одном из самых жутких преступлений последних лет в Украине. Киллер ошибся и вместо бизнесмена, чье убийство ему заказали, попал в его трехлетнего сына, который случайно попал на линию огня. Однако, если честно, если бы киллер не ошибся, то очередное заказное убийство в Киеве — уже бы никого не удивило.
Почему нарастает волна таких преступлений? Ответ искала Елена Зорина.
Каждый день в лентах новостей сообщения о стрельбе. И не только. Делалі чаще оружие применяют в самых людных местах и средь бела дня.
Вот парковка возле одного из супермаркетов Харькова. Криминальные разборки успели заснять случайные свидетели.
А это уже Киев. Выстрелы прозвучали в одном из столичных ресторанов.
«В результате конфликта было произведено порядка 10 выстрелов из травматического оружия».
Покушения на известных людей и бытовые конфликты.
«У нас народ доведен до уровня, знаете — как взведенного курка. В любой момент он может сорваться», — говорит Юрий Ирхин, психолог-криминалист.
И повсюду, как аргумент, оружие.
Они действуют вызывающе: не обращают внимания на десятки свидетелей и камер наблюдения. Возле супермаркетов, в ресторанах или даже посреди улицы. Почему все чаще выстрелы раздаются в центре столицы? И как это предотвратить? Ведь получается мишенью может стать любой.
«Заказ не выполнен, заказ не снят, поэтому дай Бог им всем крепкого здоровья», — говорит Вячеслав Соболев, депутат Киевского областного совета.
Ужасная трагическая история на этой неделе. Покушение на депутата Киевского облсовета Вячеслава Соболева. В центре Киева обстреливают его машину.
«Это выстрел, я понимаю, что это выстрел, я говорю мужу: «Быстро нажимай на газ!». Я смотрю, он жив, но в тот момент я поворачиваюсь и вижу у моего ребенка нет полголовы», — говорит Инна Соболева, жена Вячеслава Соболева.
Пуля киллера попадает в трехлетнего сына Соболевых — Александра. Мальчик умирает в карете скорой.
«Хотели Убить конкретного человека. Ошибка снайпера была исключительно техническая. какой-то сбивающий фактор, какое-то микроскопическое отклонение ствола. Он попал в металлическую часть автомобиля, пуля просто прошла навылет», — объясняет Юрий Ирхин, психолог-криминалист.
Впоследствии в полиции обнародовали фото оружия, из которого скорее всего, осуществили выстрел. Она не высокоточная и не предназначена для снайперской стрельбы. Карабин калибра 7,62 с китайским прицелом. В течение ночи задерживают и самих киллеров.
«Два человека, молодые люди. 19-18 лет, все остальное будет установлено в ходе расследования», — говорит Андрей Крищенко, начальник полиции Киева.
Подозреваемые бывшие атовці. Андрей Лаврега с позывным «Тихий» и Евгений Семенов. Оба служили в батальоне «Аратта». Лаврега родом из Черкасс, три года провел в окопах, был снайпером. Семенов — из Одесской области, два года находился в Мариуполе.
И даже получил награду из рук президента Петра Порошенко.
«Среди них ищут, выбирают. Потому что немало есть людей с деформированной психикой, людей, в которых сформировались определенные садистские наклонности, потребность убивать», — объясняет Сергей Шабовта, эксперт по вопросам безопасности.
Роковой выстрел прозвучал из окна хостела. Там киллеры арендовали комнату.
За две минуты спустя камеры наблюдения фиксируют, как один из подозреваемых покидает помещение.
«Была найдена коробка, которая використувалась для того, чтобы не втратит гильзу. Потому что это было в ночное время», — говорит Игорь Клименко, председатель Национальной полиции Украины.
«С одной сороны использовать специальную коробочку, чтобы туда гильза попала. Но зачем тут же со следами то же самой гильзы, которая идентифицируется, тут же бросить? Это вещдок», — говорит Сергей Шабовта, эксперт по вопросам безопасности.
Эксперты говорят: в этой истории немало вопросов.
«За этими действиями нет действий профессионала. Выбрать позицию через дорогу, через перекресток, в этом хостеле. С точки зрения исполнения очень неудобное место. Намного проще приблизится вплотную тому же мотоциклисту, другой машино», — говорит Сергей Шабовта, эксперт по вопросам безопасности.
Но это уже вопрос к следователям. Кто может пролить свет на эту трагедию — рассказал сам Соболев. За несколько дней после покушения он обнародовал имена тех, кто может стоять за заказом преступления. В списке одиозные судьи и политики.
В частности, бывший нардеп Александр Грановский. Однако, сами они обвинения сразу опровергли.
«Начиналось все четыре года назад, когда мне показывали чеку от гранаты, когда писали записки с угрозами. Я готов предоставить список фамилий, которые, на мой взгляд, нужно просто посадит на детектор лжи. Я готов вам назвать шесть фамилий», — говорит Вячеслав Соболев, депутат Киевского областного совета.
«Это далеко не первое резонансное преступление в центре столицы. Криминалитет чувствует себя вольготно. К величайшему сожалению, государственные механизмы по подавлению криминогенности как таковой они очень слабы. Сейчас никто не боится полиции», — говорит Юрий Ирхин, психолог-криминалист.
Почему подобные истории, а вместе с ними и бытовые вооруженные конфликты становятся частью страшной статистики? Всему виной неучтенные стволы, говорят в Ассоциации владельцев оружия. И масштабы схронов впечатляют!
«Минимально 4,5 -5 млн единиц гуляет неучтенного оружия на территории Украины. Цифры не наши, цифры международные. Мы получили пальму первенства в Европе, то есть у нас черный рынок номер один», — говорит Георгий Учайкин, глава Украинской ассоциации владельцев оружия.
Ствол можно купить без лишних усилий, даже через объявление в интернете. Каналы поставки — абсолютно разные.
«Пос то виды оружия, которые использовались в тот или иной способ на востоке в самом военном конфликте. Они целенаправленно крались, причем даже из нераспакованных упаковок в воинских частях», — объясняет Сергей Шабовта, эксперт по вопросам безопасности.
«Львиная доля из тех складов, которые нам остались в наследство с Советского Союза. Много заходит оружия, которая перерабатывается из травматического в боевое», — говорит Георгий Учайкин, глава Украинской ассоциации владельцев оружия.
Именно травматическое оружие преимущественно используют во время бытовых ссор. К примеру, во время стрельбы в общественных местах. И тут интересная деталь — идентифицировать владельца такого оружия не всегда возможно.
«Вот так выглядит травматическая пуля. Вот так выглядит настоящая пуля. До выстрела. Вот и она выглядит после выстрела. Все они разные, потому что каждый пистолет имеет абсолютно индивидуальный профиль. Когда мы сможем найти вот такую шткуку, мы по ней ничего не найдем. А вот по этой мы сможем их идентифицировать».
Зато можно переделать это оружие из травматического на убийственную.
«Взять травматический боеприпас. Распаковали. Забросили немножко больше пороха и превратили его и превратили его в страшное орудие. Такой шарик может пробивать деревянные двери, насквозь двери автомобиля, что она с человеком делает, вы понимаете?».
Купить и легализовать такое оружие тоже не сложно. Были бы деньги, и дверь к касте избранных, откроются.
«Помощники народных депутатов, депутаты, лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, журналисты, помощники журналистов. Продают конечно, возможность попасть туда за 300, за 400 долларов. Потом еще продают эти пистолеты за заоблачные деньги. Уже таким образом они реализовали более 300 тысяч пистолетов официально», — говорит Георгий Учайкин, глава Украинской ассоциации владельцев оружия.
При таких условиях, если невозможно застраховаться от ситуаций, когда применяется оружие, то возможно по крайней мере себя обезопасить? К примеру, если оказались в центре событий.
«Если раздался выстрел, нужно куда-то спрятаться. Если в закрытом помещении: ресторан, кафе, магазин вы находитесь в очаге какого-то беспорядка. Помещение нужно срочно покидать», — говорит Юрий Ирхин, психолог-криминалист.
При этом, запоминать детали. Возможно, захотите стать свидетелем. И главное не паниковать.
По материалам: Подробности