Дело экс-председателя Государственной продовольственно – зерновой корпорации Валерия Томиленко, которое рассматривается в Высшем Антикоррупционном суде, вышло на финальную стадию, передает .
Как сообщалось ранее, Валерия Томиленко обвиняют в растрате государственных средств при продаже 60 тыс. тонн кукурузы по заниженной цене. Как следствие, корпорации был нанесен убыток в сумме 1,2 млн долларов США. Валерий Томиленко возглавлял госкорпорацию в 2014 — 2015 годах.
Стоит напомнить основные моменты деятельности Валерия Томиленко в ГПЗКУ. Так, 19 марта 2015 года Валерий Томиленко, как и.о. председателя правления корпорации, подписал Дополнительное соглашение № 3 к Генеральному Соглашению о сотрудничестве между ГПЗКУ и китайской компанией ССЕС. Суть изменений основной сделки заключалась в том, что на каждую тонну зерновых, экспортируемой не только в КНР, а и любую другую страну, ГПЗКУ должна выплатить 5 долларов США комиссии китайском партнеру. И это дополнительно к выплатам процентов по кредиту и платы за его обслуживание. По мнению китайской стороны, ГПЗКУ не выполняет этот пункт, и ССЕС обратилась в международный арбитражный суд при GAFTA (Международная ассоциация торговли зерном и кормами, Grain and Feed Trade Association).
На сегодняшний день сумма претензий ССЕС составляет около 82 млн долларов, но если добавить к сумме иска задолженность за 2018 и 2019 год, которые еще не входят в указанную сумму, то потенциальная сумма иска может составить до 126 млн долларов США.
Таким образом, благодаря Томиленко при заключении каждого контракта на поставку кукурузы в зависимости от периода и года поставки, Госкорпорация теряла и будет терять в среднем от 30 до 100 долларов США в тоне.
А за 13 лет выполнения контракта между ГПЗКУ и ССЕС с момента подписания дополнительного соглашения № 3 в марте 2015 года до окончания срока действия настоящего Соглашения суммарные убытки составят от 2 до 6,5 млрд долларов США. Следует отметить, что при подписании Дополнительного соглашения № 3, Томиленко не только значительно превысил свои полномочия, но и грубо нарушил процедуру согласования документа с профильным Министерством аграрной политики, Минфином, Укрэксимбанком, как того требует процедура.
После этого министр аграрной политики Алексей Павленко в апреле 2015 объявил выговор Томиленко “за превышение должностных полномочий при подписании дополнительного соглашения с китайской стороной”.
После подписания Дополнительного соглашения № 3, Томиленко неоднократно обращался к ССЕС с письмами, в которых ссылался на нарушение им же Устава Госкорпорации, превышение им служебных полномочий, на какие-то другие обстоятельства и просил китайскую сторону считать Дополнительное соглашение № 3 недействительным.
Таким образом, время для ГПЗКУ разделилось на “до 19 марта 2015 года” и после. И снова говоря словами В. Томиленко, “планово убыточная” корпорация превратилась во “всегда убыточную” с его легкой подачи. И мало кому известно и понятно, что суммы ежегодных убытков корпорации, которыми Томиленко так “экспертно” оперирует в интервью и блогерских колонках, были “планово” или планомерно заложены лично Томиленко в дальнейшей судьбе ГПЗКУ подписанием Дополнительного соглашения № 3.
По материалам: УНН