Накануне отопительного сезона Центрэнерго остался без денег: куда исчезла прибыль национальных ТЭС

Не так давно, в 2018 году «Центрэнерго» рапортовало об эффективности и прибыльности. А уже в 2020 заявило, что накануне отопительного сезона осталось без денег и не может закупать уголь. Куда делась прибыль национальных ТЭС, при чем тут «схемы Коломойского» и что не так с закупками «Центрэнерго», разбирался .

«Центрэнерго» — единственный национальный актив в сфере тепловой генерации Украины, в состав которой входят три ТЭС: Трипольская, Змиевская и Углегорская.

В 2016 году, после оккупации Донбасса и потери добычи антрацитового угля, теплоэлектростанции «Центрэнерго» в срочном режиме стали переводить на «газовый» уголь, который добывается шахтами на подконтрольной территории. Обошлось это налогоплательщикам в круглую сумму. Только два блока Змиевской ТЭС стоили бюджету 175 млн грн. Всего «Центрэнерго» насчитывает 18 угольных блоков.

Уже в 2017 году «Центрэнерго» заявил, что нарастил прибыль в 4,9 раза (на 1 млрд 504,196 млн грн) по сравнению с 2016 годом – до 1 млрд 891,063 млн грн. В 2018 году прибыль сократилась до 499,127 млн гривен, но тем не менее еще оставалась.

А вот в 2019 году что-то пошло не так. Летом 2019 года энергогенерирующей компанией стал управлять менеджмент, который связывают с бизнесменом Игорем Коломойским. Сам он называл этот менеджмент «понятным». Что происходило с июля 2019-го по май 2020-го всем только предстоит узнать, но уже сейчас расследования журналистов указывают на то, что «Ценрэнерго» в это время, похоже, работало отнюдь не на благо Украины, а скорее на благо отдельных финансово-промышленных групп.

«Схемы Коломойского»

Bihus.info в июне сообщили, что за период «менеджмента» Коломойского на «Центрэнерго» было поставлено 1,5 млн тонн угля компаниями бизнесмена, преимущественно российского происхождения. Украинские шахты в это время вынуждены были уйти в простой. 

Также известно, что во втором квартале 2020 «Центрэнерго» закупало газ у Юнайтед Энерджи, также компании из орбиты Коломойского. По подсчетам УНН, на каждом тыс.м3 «Центрэнерго» могло переплачивать компании Коломойского 458 грн, а на всем объёме — 125 млн грн за 3 месяца.

И судя по всему, всех такое положение устраивало, ведь заявления «Центрэнерго» о нехватке оборотных средств и невозможности закупать уголь появились только сейчас — после смены «менеджмента Коломойского» и настойчивой рекомендации Кабмина: вернутся к приоритетной закупки украинского угля.

«Мы единственные поддерживаем экономику украинских шахт, и требуем справедливого ценообразования на уголь», — заявил на днях и.о. генерального директора «Центрэнерго» Александр Корчинский.

При этом расследования журналистов о закупках не украинского угля он назвал враньем.

«ПАО «Центрэнерго» покупает уголь газовой группы исключительно на украинских шахтах. Это абсолютно принципиальное и неизменное решение. И все упреки о поставках якобы с неподконтрольных территорий — просто ложь», — говорят в «Центрэнерго», но при этом не указывают в каких украинских шахтах закупался уголь с осени прошлого года, когда по словам Главы профсоюзов горняков Михаила Волынца, все они находились в вынужденном простое из-за схем «Центрэнерго».

Сегодня «Центрэнерго» сообщает, что не в состоянии покупать уголь с государственных шахт по цене 1950 грн/тонна, и хочет импортного паритета.

«Александр Корчинский, учитывая цену угля с государственных шахт по 1950 грн/тонна, предложил обратить внимание на международный паритет», — цитирует своего руководителя пресс-служба «Центрэнерго».

Международный паритет, как поясняют эксперты — это ценовой ориентир для стоимости угля. К международному паритету относится и нашумевшая формула «Роттердам +».

«Принцип импортного паритета применяется по всему миру. Германия использовала принцип импортного паритета, Великобритания использует принцип импортного паритета. В мире есть много примеров, где используется импортный паритет, и мы выбрали бенчмарк, чтобы определять и рассчитывать цену по импортному паритету», — говорит эксперт Юрий Корольчук.

Сегодня себестоимость украинского угля, по наблюдениям УНН, варьируется от 1700 грн до 18,5 тыс. грн за тонну.

Наиболее дешевую цену могут предложить «Добропольеуголь» (арендует ДТЭК) и государственная шахта им. Н.С. Сургая. Самый дорогой уголь по себестоимости у ГП «Селидовуголь» — 18,5 тыс. грн за тонну. Такой колоссальный разрыв участники рынка поясняют просто — состоянием шахт. Чем хуже модернизация и больший период простоя — тем дороже будет себестоимость. Для того, чтобы себестоимость угля привести к общему знаменателю, а именно рыночной цене примерно 1800-1900 грн за тонну, государство выделяет госшахтам дотации.

Но и эти цены теперь непомерны для «Центрэнерго», заявляют в генерирующей компании.

«Полное несоответствие рыночной цены электроэнергии и ее себестоимости при закупке украинского угля по цене 1950 грн / тонна постоянно порождает новые убытки и долги. Нечего и говорить о том, что даже малоприемлемые для «Центрэнерго» 1950 грн за тонну — это далеко от себестоимости угля. Ведь на самом деле она значительно выше. И тот факт, что ПАО «Центрэнерго» поддерживает отечественные шахты, закупая уголь по такой цене и не требуя импортного паритета, как в случае с ДТЭК, экономит государственному бюджету миллиардные суммы дотаций на шахты в дополнение к тем, которые уже существуют», — говорят в «Центрэнерго».

Очевидно, тут указывается на то, что ДТЭК по импортному паритету предложил «Центрэнерго» уголь по цене дешевле газа, который закупала генерирующая компания.

«Уголь с шахт ДТЭК Добропольеуголь поставляется на ТЭС Центрэнерго по цене импортного паритета (Роттердам+), что соответствует европейской цене и дешевле угля государственных шахт и газа», — говорится в сообщении ДТЭК.

Но даже такой демпинг «Центрэнерго» опять не устраивает. В формуле «Роттердам +» их не устраивает приставка «+», которая подразумевает стоимость транспортировки.

С учетом того, что «Центрэнерго» подчиняется Фонду госимущества, а за государственные шахты несет ответственность Минэнерго, последние также принимают участие в переговорах. Однако в своих заявлениях Минэнерго подчеркивает, что цены, объемы и условия поставки угля на ТЭС является исключительно предметом коммерческих договоренностей сторон переговоров, в которых министерство не участвует.

«Задача Министерства — обеспечить надежное функционирование электроэнергетического комплекса в текущих сложных обстоятельствах и создать все условия для успешного прохождения осенне-зимнего сезона. Для нас важно, чтобы отечественные угледобывающие предприятия возобновили добычу, а шахтеры вернулись к работе», — отметила и.о. министра энергетики Ольга Буславец.

Но «ломать, не строить». После сомнительных схем с компаниями Коломойского, «Центрэнерго» заявляет о том, что остались без денег и им срочно нужны кредиты. Сами решить они проблему не могут, и просят Буславец выбить для них деньги в банках. При чем, напоминает это, скорее, некий шантаж, нежели просьбу. Ведь иначе «Центрэнерго» рискует остаться без запасов на зиму.

«Сейчас по оперативным контракту между ОАО «Центрэнерго» и ДТЭК идет отработка экономических и технических параметров. После анализа которых и будет разработан новый стратегический контракт. В то же время, без решения ключевых вопросов — справедливой объективной формулы ценообразования, открытие кредитной линии для получения оборотных средств и отмена двойных стандартов — «ПАО «Центрэнерго» не сможет двигаться в этом направлении. И здесь большие ожидания возложены на и.о. министра Ольгу Буславец, на поддержку которой надеется государственная компания «Центрэнерго», — говорят в генерирующей компании.

Просьбы о кредитах, как уже было сказано — появились только сейчас. Во всяком случае на сайте «Центрэнерго» с начала года и до апреля, во время «понятного» Коломойскому менеджменту, не единого заявления о плачевном финансовом состоянии — не было.

Важно отметить, что закупки «Ценотрэнерго» — не единственный скандал из последних. Компанию обвиняют и в том, что она торгует «воздухом», убивая тем самым атомную энергетику и «Энергоатом». При этом заработки «Центрэнерго» на этих схемах могут достигать миллиардных сумм, говорят журналисты-расследователи. 

Но возвращаясь к основной теме, остаются открытыми другие вопросы, о которых стороны сейчас умалчивают:

— Если бы Кабмин и Минэнерго не подняли вопрос вывода украинских шахт из простоя летом, как «Центрэнерго» собирался проходить отопительный сезон?

— Если для него сейчас кажется невозможной закупка угля по цене дешевле газа, то чем был намерен запасаться «Центрэнерго» и его ТЭС на зиму?

— Если «Центрэнерго» фактически банкрот, то кто должен ответить за умышленное доведение генерирующей компании до банкротства?

На все эти вопросы рассчитывает получить ответы от Фонда госимущества и Центрэнерго, и оставляет за ними право на реплику и комментирование вышеописанной ситуации.

Также отметим, что на момент подготовки материала «Центрэнерго» не предоставил информацию о цене закупок газа и угля.

По материалам: УНН