«Зрады» и «перемоги» по транзиту в Калининград
15.07.2022 13:42
Укринформ
На какой ситуативный компромисс пошла Еврокомиссия и как отреагировали на него в Литве и россии
В среду Еврокомиссия опубликовала разъяснения по правилам применения антироссийских санкций ЕС для транзита в Калининградскую область, который проходит через территорию Литвы.
Заявления официальных лиц по этому поводу как страны-агрессора, так и ближайшего союзника Украины, Литвы, остаются достаточно аккуратными и очень редкими. И это необычно – по крайней мере, что касается российской пропаганды и российской «дипломатии». Что само по себе уже интересно.
ИСТЕРИЧЕСКИ РАДОСТНАЯ РЕАКЦИЯ – ТОЛЬКО У МЕДВЕДЕВА
Истерической радостью по данному поводу поделился только Дмитрий Медведев, осваивающий роль «Жириновского по переписке»: «ЕС нехотя признал, что требования по транзиту в НАШУ Калининградскую область справедливы. Редкий случай, когда кретинизм и пещерную русофобию в Брюсселе победили просветы разума. Или… пробрал понос от страха потерять выгодный транзит по территории россии».
Ну, что сказать, это все тот же забуревший Медведев-2022. Такая уж нынче его судьба. В высших слоях эрэфии подчищают остатки близких ему «системных либералов». В этих условиях автору кощунственной по нынешним временам фразы «Свобода лучше, чем несвобода» комфортней быть ястребом из ястребов, чтобы оставаться во властной обойме, да и просто на свободе. Той самой, которая лучше, чем несвобода…
Фото: ZUMAPRESS.com / Global Look Press
КАК РАЗРЕШИЛАСЬ ПРОБЛЕМА СО ШПИЦБЕРГЕНСКИМ ТРАНЗИТОМ
А дальше – перед тем, как рассматривать ситуацию с калининградским транзитом, стоит разобрать более простой, но во многом схожий пример – с российским транзитом в город российских шахтеров на норвежском архипелаге Шпицберген. Страны, подписавшие в 1920 году Шпицбергенский трактат (СССР присоединился к нему в 1935 году), имеют право вести на архипелаге хозяйственную деятельность. Для Советского Союза, а теперь россии – она в убыток, но важна для ощущения геополитического величия.
После введения санкций ЕС против рф, Норвегия перестала пропускать в Баренцбург (поселение на архипелаге Шпицберген) российский транспорт с грузовыми контейнерами (продукты и промышленное оборудование). Но полторы недели назад появилось сообщение, кстати, тоже не очень шумное, что проблема шпицбергенского транзита решена.
Каким же образом? Российские грузы на Шпицберген теперь доставляются. Но уже не российскими перевозчиками, как раньше, а норвежскими. И это показательный пример сочетания принципиальности и дипломатичности в европейском понимании. Норвегия категорически отказалась выполнять российские просьбы-требования о полном возобновлении транзита в прежнем варианте. Но при этом сочла возможным пойти на компромисс, на решение, юридически не нарушающие имеющиеся ограничения соответствующего пакета санкций.
Показательно, что роспроп историю со шпицбергенским транзитом также не пиарил, как он умеет. Что поделать, уровень компромисса не тот, чтоб кричать «мы опять всех нагнули», «трусливая Европа/Норвегия пошла на попятную».
МИД РОССИИ И ГУБЕРНАТОР – ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ
А теперь давайте почитаем, что сказали российская и литовская стороны после опубликования новых пояснений Еврокомиссии.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что новые рекомендации ЕК, якобы, сняли более 80% прежних ограничений. Но не очень обрадовался оглашенным им же цифрам и тут же добавил, что «нужно давить дальше и решать эту проблему целиком и полностью». Поскольку автомобильный транзит подсанкционных товаров все еще не разрешен, к тому же ограничения сохраняются для «значительной части товаров» и по железной дороге.
А вот комментарий представителя МИД Марии Захаровой. «Мне кажется, что они (европейцы, – ред.) поняли, что ситуация зашла уже в тупик, очень опасная, взрывоопасная», – это самое позитивное из ее слов. А продолжение и здесь у нее очень аккуратное. По словам Захаровой, российская сторона начала изучать поступивший документ – с тем, чтобы «сформулировать позицию министерства иностранных дел». И обсудить ее с другими ведомствами. Это все было сказано в четверг, в первой половине дня.
ЛИТВА СОГЛАСИЛАСЬ… НО НЕ СОГЛАСИЛАСЬ
А – вот литовский МИД дал свой комментарий очень оперативно, еще в среду. И это тоже понятно – будучи участником переговоров, Литва выверяла каждый пункт как соглашения, так и своей реакции на его публикацию.
В дипломатическом ведомстве отметили, что предыдущие, более строгие правила ЕС относительно калининградского транзита, были наиболее приемлемыми для Литвы. Однако будучи членом трансатлантического сообщества и последовательным союзником, страна не может игнорировать позиции и оценки своих стратегических партнеров. И потому она не позволит кремлевскому режиму «расколоть трансатлантическое единство, посеять недоверие и противопоставить союзников друг другу».
Итак, Литва принимает новые правила. Но при этом делает акцент на ограничениях: «Мы приветствуем объявление Евросоюза о полном запрете на транзит военных товаров и технологий двойного назначения через ЕС. Литва положительно оценивает введенные интерпретацией ЕК ограничения на объемы транзита через ЕС, основанные на средних показателях за последние три года, которые должны отражать только реальную потребность в товарах первой необходимости; а также необходимость усиления контроля над таким транзитом».
Обратим внимание на эти тезисы – Вильнюс оставляет за собой право на трактовку принятых Еврокомиссией уточнений: «средние показатели за последние три года», «только реальная потребность в товарах первой необходимости». Важно также, что красноречиво подчеркнута «необходимость усиления контроля над таким транзитом».
Тут в принципе и так все ясно – оговорены орудия для дальнейшего противодействия. Но литовский МИД дополнительно еще заявляет, что Вильнюс «будет эффективно обеспечивать применение санкций путем тщательного мониторинга, принципиальной оценки и эффективной проверки того, не пытается ли Россия злоупотреблять транзитными возможностями». И далее: «После выявления подобных случаев и с учетом интересов национальной безопасности Литва оставляет за собой право в одностороннем порядке предотвращать такие попытки».
А вот и заявление, которое зеркально соответствует словам Захаровой. Новая интерпретация, представленная Еврокомиссией, внимательно изучается государственными органами Литвы, так как она потребует соответствующих согласованных решений и действий – для достижения надлежащего и единообразного применения санкций.
Ну и вишенка на торте. Литовский премьер Ингрида Шимоните уже заявила, что страна сохранит ограничения на торговые перевозки в Калининград, пока разрабатываются уточненные правила возобновления транзита. Сроки при этом не названы.
РАЗРЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ ЕЩЕ МОЖНО И НУЖНО ОБСУЖДАТЬ
То есть, уже и по такому краткому обзору понятно, почему российская сторона пока не торопится трубить в фанфары. И не только потому, что для актуальной российской политики и дипломатии слово «компромисс» ругательное. Кремлю нужны только бодрые, брутальные рапорты: «запугали», «нагнули», «заставили».
Да, в целом разрешен транзит санкционированных российских товаров по железной дороге. Но это не касается военных грузов и товаров двойного назначения. Так что Литва будет зорко следить, чтобы их не было, и обсуждать, что «двойного», что – нет. К тому же запрещено превышать средние показатели перевозок за последние три года. А когда в дело вступает статистика, то это отдельная проблема и повод для споров – с подсчетом номенклатуры товаров и нормативной базы, точек отсчета.
Запрещен, кстати, и транзит товаров, которые могут отправиться из Калининградской области дальше в страны Евросоюза. Говорят, что это трудно отслеживать. И это верно, но только отчасти – зубастые европейские журналисты рады будут, поискав и найдя возможные скандальные нарушения, доложить о них обществу.
Так что споры вокруг «калининградского транзита» еще не кончены. Россия под угрозой экономических ограничений, а то и силового решения вопроса будет пытаться продавливать дальнейшие послабления. Литва же будет противодействовать, для чего оставлены зацепки для аргументирования ее позиции перед Еврокомиссией.
ДЕРЖАТЬ ОБЩИЙ СТРОЙ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УПИРАТЬСЯ В МЕЛОЧАХ
Нужно вспомнить и такой важный фактор. В трех балтийских странах расквартированы силы передового базирования НАТО. Этими сводными батальонами руководят в Эстонии – Великобритания, в Латвии – Канада, а в Литве – увы, ФРГ. Громко об этом не говорят, но по инсайдам известно, что именно Германия является главным лоббистом уменьшения, а то и снятия ограничений по калининградскому транзиту. Это объясняется как многочисленными российскими комплексами немецких элит (подкрепленными агентами влияния), так и воспитанной десятилетиями пацифистской пропаганды мыслью о неприемлемости военных действий – в любых, без исключения, условиях.
Понятно, что для нас, для Украины, находящейся под постоянной атакой российского агрессора, подобные рассуждения и действия кажутся обидными, а то и оскорбительными. Ну как можно идти, пусть и с оговорками, на односторонние послабления в отношении кремля, ведясь на циничные утверждения страны-террориста о «справедливости» и «международном праве» в сумме с прямыми запугиваниями?
Всё так, но с другой стороны, работа над антироссийскими санкциями продолжается. К тому же впереди – поэтапное введение уже принятых ограничений. С 10 августа вступит в силу запрет на транзит российских угля и других твердых ископаемых, с 5 декабря – на нефть и нефтепродукты. По данным россии, половина товаров, которые до этого ввозились в Калининград, к концу года попадут под запрет…
Да, нам могут не нравиться решения, вроде принятых по «калининградскому транзиту россии». Но это демократия и это условия широкой коалиции против страны-агрессора. Увы, ситуативные компромиссы в таких условиях неизбежны, но главное – сохранение единства в продлении общего вектора на дальнейшее экономическое удушение кремля. И на всемерную поддержку Украины.
Олег Кудрин, Рига
По материалам: Укринформ