“Люди забывают, что они в виртуальной реальности. У нас как-то был случай: ребенок в виртуальности бросал бутылку, а в реальности швырнул контроллер. Теперь всем игрокам пристегиваем контроллеры к запястью — один стоит 7500 грн”, — смеется Александр Примаченко, директор сети Взаперти.
Здесь уже больше интерактива. Сидячие VR-квесты — это, скорее, командные игры: полетать, поуправлять “аватаром”, поизучать пространство. Второе поколение ближе к живым: есть головоломки, кнопки, предметы, которые можно поднимать, тащить, бросать.
По словам Александра Примаченко, такая штука интересна двум аудиториям — квестерам и геймерам: “Это не шутер и не аттракцион — именно квест. Кому-то может не хватить автомата и монстров. А любителям загадок — в самый раз”.
Украинские создатели
Игры второго поколения делает украинская компания ARVI Lab. Виртуальные escape-квесты — их основная специализация наряду с разработками по искусственному интеллекту. Выпущено уже две игры, в разработке порядка шести. Сценарии для большинства из них писала команда Взаперти.
В создании много тонкостей. Например, требований к горизонту, текстурам, сочетанию плоскостей — чтобы не укачивало. Рисовать все пространство с нуля трудозатратно. Над одним виртуальным предметом программист может работать не одну неделю. Это дорого. Поэтому 3D-мир в основном собирают как конструктор, элементы которого — дома, мячи, деревья, машины — покупаются готовыми. С нуля “пишутся” только уникальные квестовые предметы.
У внутриигровой физики тоже есть свои нюансы. Как и во всем геймдеве, трудно нарисовать огонь, льющуюся воду, отражение игрока в зеркале. Или, например, сделать предмет с диапазоном состояний: лук, тетиву которого нужно натягивать, в виртуальности сделать сложнее, чем арбалет, который или заряжен, или уже выстрелил
По словам Михаила Дементия, CEO ARVI Lab, компания выпускает одну игру в месяц — и все они не похожи между собой. Украинцы работают с квест-операторами Бельгии, Франции, США, Германии, Великобритании, Австрии и других стран.
Бизнес на эмоциях
У Взаперти — 35 классических квест-комнат и 2 площадки с VR. Как говорит Александр Примаченко, постройка современной квест-комнаты обойдется в $15-20 тысяч. Бывает и дороже, в зависимости от масштаба, технологичности и аутентичности. Делать дешевые комнаты нет смысла — клиенты могут разочароваться.
Строятся квест-комнаты от 2 до 6 месяцев. Команда старается делать несколько приключений на одной локации, одну за другой, чтобы быстрее вернуть вложения. А еще это удобно, например, для больших компаний и корпоративов. Окупаемость одной комнаты — примерно 1,5-2 года.
“Есть стереотип, что комната живет год или полтора. Но, как правило, квест-комнаты заканчивают работу, потому что закончилась аренда помещения. Или, например, сносят дом, где она находится. Если комната качественно сделана, сюжет продуман и интересен, если за реквизитом и антуражем должным образом ухаживать, она может работать годами”, — рассказывает Александр Примаченко.
Многоразовая комната
В физический квест люди приходят один раз. На виртуальных площадках же “декорации” можно менять несколькими кликами мыши. Запуск сокращается до 1-2 месяцев. Открывать их можно где угодно, по принципу кинотеатров. Набор игр везде будет один и тот же. А за счет оборудования в одной комнате могут одновременно играть несколько команд. Арендуются шлемы, а не помещение.
Права на игры принадлежат ARVI Lab. Есть админпанели, которые регулируют заходы в игру. Просто так ее запустить нельзя. Разработчик видит количество партий, задействованных шлемов. По количеству партий и их цене считается оборот, с которого выплачивается роялти.
Сейчас Взаперти формирует франшизную сеть по VR-направлению. По словам Александра Примаченко, инвестиция во вход в такой бизнес около $40 000, порядка $26 000 из которых — оборудование и элементы дизайна. Остальные затраты зависят от типа и расположения помещения, вложений в ремонт.
“Партнер будет платить роялти 30%. Покупая франшизу, он получает консультации на всех стадиях открытия бизнеса, систему бронирования, техническую поддержку, колл-центр, обучение и контроль работы персонала и библиотеку игр, которая будет постоянно пополняться” — говорит директор Взаперти. В компании говорят об окупаемости порядка 1,5 лет.
Квесты в реальности — все?
Квест-операторов в Киеве и регионах немало. Помимо Взаперти, за место в Google борются KADRooM, QRoom, Под замком, Изоляция и многие другие. Кто-то ориентируется на киносюжеты, кто-то на классические escape-форматы, кто-то интегрирует в развлечение актеров.
Пока непохоже, что конкуренты планируют запускать виртуальные комнаты. Например, в KADRooM журналисту ответили, что вектор развития квест-сети будет неизменным: технологичные квесты в реальности. “Мы верим в тактильность, осязаемость и реальные вау-эффекты, которые можно ощутить по-настоящему, а не виртуально”, — отмечает Ирина Джигурда-Миронова, владелица KADRooM.
От “живых” квестов Взаперти не отказывается. “VR — это в первую очередь расширение предложения для наших клиентов. Квест-комнаты — это состоявшийся проект, полюбившийся многим. Они разные по тактильным ощущениям и погружению, но объединяет их само понятие квеста”, — говорит Александр Примаченко.
VR прямо в мозг
А что же дальше? В мире уже появляются решения, когда для передачи тактильных ощущений из виртуальности используются специальные перчатки или даже экзоскелеты. Туда квестеры пока не смотрят — технология должна обкататься и стать доступной для масс-маркета.
“К тому же, это идет вразрез с глобальной концепцией VR”, — объясняет Михаил Дементий из ARVI Lab.
Михаил приводит в пример проект Илона Маска Neuralink — интерфейс, который должен будет передавать картинку, звуки и ощущения напрямую в мозг. CEO ARVI Lab считает, что Маск закончит проект за ближайшие несколько лет. Тогда не придется пользоваться сложными, ограниченными в возможностях костюмами и даже шлемами.
Читайте также: Как одесская компания продает квартиры с помощью виртуальной реальности
Пока это звучит фантастически. С другой стороны, те же несколько лет назад никто и подумать не мог, что можно будет, находясь в центре Киева, обезвреживать ракеты в далеком выдуманном городе.
Евгений Шишацкий
корреспондент ЛІГА.Tech
Источник: Лига