“С первого дня у нас в стране не было своих пограничников, финансовой системы, экономики, валюты и прочего. Надо было что-то делать”, — рассказывает Вийк.

В таких условиях государство решило по максимуму внедрять существующие электронные технологии, чтобы побороть бюрократию и заставить страну работать быстрее.

«Одной движущей силы, которая все внедряла, не было. Если один человек приказывает, то другие найдут возможность не выполнять. В нашем случае большинство людей понимало, что внедрять новые технологии — это наш единственный выход», — говорит руководитель команды проекта EGOV4UKRAINE Мари Педак.

Imagine: Кабмин и министерства без бумаги

В мае 1997 года до конца года в эстонском Кабмине на закупку бумаги и обслуживания заседаний оставалось $130 000 (представьте, сколько тратится на это в Украине). Эстонцы решили взять эти деньги и потратить на создание системы электронного правительства.

Параллельно оцифровывались и другие министерства. Например, до перехода на цифровой документооборот в Министерстве иностранных дел было 80 принтеров, а после — уже один. Человека, который обслуживал эти принтеры, пришлось уволить. Только на бумаге за все эти годы были сэкономлены миллионы долларов.

Линнар рассказывает, что с того времени бумага на заседании Кабинета министров использовалась только два раза — тогда проводили учения на случай чрезвычайного положения.

 Что это дало:

заседания кабинета в среднем сократились с 4-5 часов до получаса. На рекордно коротком заседании в 2018 году все решения были приняты за 28 секунд;

— мгновенный обмен информацией;

— документы/данные хорошо организованы;

— если министр не может присутствовать на заседании, он может голосовать дистанционно или должен передать свое мнение другому министру;

— для принятия решений чиновники используют смартфоны и планшеты — те же, что и в повседневной жизни;

— принятые решение сразу выкладываются в электронном виде для общего доступа.

Все электронно, даже умереть можно электронно…

Практические все, услуги предоставляет государство, теперь можно получить онлайн. Нельзя только зарегистрировать недвижимость, жениться и разводиться. Но и это обещают скоро исправить.

Линнар заходит в свой личный кабинет. Для авторизации ипользуется два пинкода. На экране несколько машин, которыми он владеет:

— Вот смотрите, нажимаете здесь — и машина переходит другому владельцу. Если обе стороны заинтересованы, то процесс займет около 30 секунд.

— И не нужно обращаться к нотариусу? У нас без этого не обойтись, — замечает один из журналистов.

— Хорошая жизнь у ваших нотариусов, — смеется Линнар.

Также можно посмотреть историю владения любой машиной в специальном реестре. Линнар заходит на сайт объявлений по продаже недвижимости и спрашивает: какую машину хотите? Журналисты «заказывают» BMW.

«Хорошо, берем к примеру BMW X3. Новую? Ну конечно новую», — отвечает сам себе эстонец и открывает BMW X3 последних годов выпуска за 13 000 евро. Там указана вся информация о ней, кроме имени и адреса владельца. Украинские гости в шоке от таких цен.

Всего в электронном виде существует 2590 различных услуг. Как эстонцы мотивируют людей переходить на электронные услуги? Очень просто. Местный Укравтодор, например, сделал офлайн услуги на 20% дороже, чем онлайн. И большиство людей сразу перешли в онлайн. На сайте госкомпании попадаются позитивные отзывы и от пожилых людей.

“Мы не хотим видеть клиентов в наших бюро”, — то ли в шутку, то ли серьезно говорит руководитель отдела обслуживания клиентов департамента шоссейных дорог Эстонии Татьяна Портнова.

Эстонцы подсчитали, что каждый гражданин экономит около 10 дней в год, не разнося бумажки по разным кабинетам, как это обычно происходит в Украине.

“10 минут и фирма открыта… Даже умереть можно электронно”, — смеется Линар. Оказывается, когда врач констатирует смерть человека, его имущество в ту же минуту переходит его детям.

Сначала личный номер, потом — имя 

При рождении каждый эстонец получает свой уникальный код, а потом ID-карту с электронным чипом, которая используется для цифровой подписи. Также для идентификации можно использовать mobile-ID (им пользуются около 30% эстонцев) или smart-ID (новейшая система идентификации, которую пока используют в основном банки).

Благодаря системе X-Road каждый человек, заходя в свой личный кабинет может увидеть, кто, когда и зачем запрашивал его данные. И если человек подозревает, что какой-то полицейский или нотариус просматривал данные без существенных причин, он может обратиться в независимую инспекцию по защите персональных данных и уточнить этот момент. Если информация о безосновательности подтвердится, этого сотрудника ждет расследование и увольнение. И такие случаи уже были.

“Наша цель — вырезать любую бюрократию и представить госуслуги, как ряд жизненных ситуаций”, —  рассказывает начальник отдела развития е-услуг Министерства экономики и коммуникаций Янек Розов.

Кстати, о самой системе. X-Road — это такой себе посредник между различными базами данных, которые находятся в расспоряжении государства. Был создан частными эстонскими компаниями по заказу правительства в 2001 году. Если МВД хочет получить доступ к каким-то данным медицинской системы, оно его получает. Но в системе остается след: кто, зачем и какие данные спрашивал. За 2018 год система обработала почти 1 млрд запросов, а за февраль 2019 — 104,3 млн запросов. Онлайн статистику системы можно посмотреть здесь.

С подачи Эстонии Украина сейчас тестирует аналог X-Road — Трембита. Система в процессе внедрения между базами данных МВД, Минфина и Фискльной службы.

Эстонцы подсчитали, что внедрение цифровой подписи (с 2002 года — цифровая подпись с ID карты, с 2007 года — Mobile ID ) позволило стране где-то с 2012 года экономить по 2% ВВП в год.

Местные шутят: «Пусть эти деньги лучше пойдут на оборонку».

Телемедицина на практике

Похожая система создана и для медицины. В 2015 году в Эстонии заработала система E-здоровья. Вся информация о болезнях, лечении,  рецептах и других данных пациента находится в одной базе.

Когда врач скорой помощи едет на вызов — вся история болезни пострадавшего уже у него на руках и он в курсе, чего ожидать. Для этого у экипажа есть специальный планшет с двумя сим-картами на всякий случай.

Так как в Эстонии есть три небольших острова и быстро добраться туда можно только на вертолете, для помощи больным там используется телемедицина. Интересно, что в Эстонии телемедицина работает не непосредственно между врачом и пациентом, а через посредника.

Первыми на помощь приходят специальные бригады людей, которые имеют базовые медицинские навыки и помогают больным, консультируясь с врачами по скайпу. Если они видят, что пациенту срочно нужна госпитализация — с материка вызывается вертолет.

Пациенты также видят всю свою историю болезни в электронном виде и могут узнать, кто просматривал их карту. Была решена и проблема неразборчивости почерков медиков —  электронный рецепт видят все.

Поездка журналиста состоялась при поддержке Госагентства по вопросам электронного управления Украины и Академии электронного управления Эстонии

Антон Кобылянский

корреспондент ЛІГА.Tech

Источник: Лига