Вокруг Свято-Николаевской церкви в селе Будятичи Иваничевского района Волыни не утихает потасовка
Еще в 2019-м местная религиозная община высказалась за переход с УПЦ МП к Православной церкви Украины. И в храм зайти на Мессу смогли только через год. Теперь отстаивают свое решение по судам.
Четвертая церковь на одном месте
От районного суда до Кассационного с церковными документами прошел атовець Валерий Макарчук — председатель приходского совета. Выиграли. Теперь, говорит, все начинается по второму кругу.
— В Будятичах уже три церкви было на этом месте, наша четвертая, — рассказывает Валерий Александрович. — Последняя была уничтожена в годы Второй мировой войны. Только фундамент остался и усыпальница, в которой похоронены супруги господ Дворницьких. Новый храм решили строить в начале 90-х. Я тогда был еще подростком, помогать на стройку ходил.
В 1998 году церковь освятили, дав святыни имя чудотворца Николая. Люди говорят, хотели, чтобы храм принадлежал к УПЦ Киевского патриархата. Однако освящал батюшка Московского патриархата.
На протяжении десятилетий не только жители Будятичей сюда приходили на Службу Божью, но и прихожане из окрестных сел и соседнего Нововолынска. И когда Украина получила Томос об автокефалии, местная община подняла вопрос о переходе к Православной церкви Украины.
На собраниях, которые состоялись в марте 2019 года, 73% присутствующих поддержали это решение. Настоятель Иван Сабівчак, который руководил обществом с 1989 года, большинство не поддержал, и когда епархия ПЦУ назначила в Будятичи отца Владимира Пруссака, ключей ему не отдал.
Ключи от храма подбросили
Свыше год верующие каждое воскресенье собирались под воротами Николаевской церкви! В дождь, и жару, и снег… под открытым небом слушали слово Божье, молились с отцом Владимиром, исповедовались и причащались. Ведь на порог родной церкви их не пускали. Бывший настоятель тоже своих прихожан к храму не вел — служил возле святыни. Одновременно начал судебную тяжбу с новой общиной.
— Батюшка хотел добиться отмены протокола о перерегистрации религиозной общины, а также компенсации за пропущенные трудодни и восстановлении в должности. Но проиграл суды, — рассказывает Валерий Макарчук.
— Тогда ключи от церкви вам официально отдали? — спрашиваю.
— Нет. Но их нам добрые люди подбросили. Тогда батюшка решил пойти по второму кругу — стал судиться отдельно до всех членов инициативной группы, — замечает атовець. — Опять бегаем по судам.
Когда люди зашли в храм, ахнули: исчезло несколько церковных вещей, ранее приобретенных за человеческие деньги. Но в полицию решили не обращаться — простить. Зато в «наследство» от предыдущего настоятеля получили другую вещь. Валерий Макарчук выносит из храма и показывает кадильницу с… двуглавым орлом.
— Пусть остается как доказательство, что здесь была русская церковь, — говорит. Пока прихожане ПЦУ готовятся к очередным судов, на место Ивана Сабівчака для сторонников Московского патриархата прислали другого батюшку.
— А мы эти суды выиграем, — уверены люди. — Потому что правда на нашей стороне.
Батюшка же с этим не согласен.
— А как такое может быть в правовом государстве? Меня выбросили на улицу, — сетует отец Иван Сабівчак. — Я являюсь налогоплательщиком. Как увольняют человека, должны предупредить заранее, потом поставить на биржу… Я же не увольнялся сам.
Говорит, готов дойти до Европейского суда.
По материалам: Высокий Замок