«Говорила к детям: «Как тебе плохо, пой!»
В Трускавце долгожительница проживает более 17 лет. А до того жила на Жидачивщине. Поздравить бабушку Юстину с первым после столетнего порога днем рождения съехались все родственники, кто в тот день мог это сделать. За праздничным столом собрались представители четырех поколений. Внук Олег шутит: поскольку бабушка имеет польская фамилия, потому что дедушка был поляком, то стоило бы ей спеть традиционное польское Sto lat! Но как желать бабушки «сто лят», если она уже «разменяла» 102-й год жизни? Поэтому традиционно желали здоровья!
«Бабушка Юстина в семье была самой младшей. В семье было пятеро, — вспоминает старшая внучка Леся Килин. — Много ей в жизни пришлось пережить. Всю жизнь отработала в колхозе. Окончила четыре класса. Замуж вышла в 20 лет. Сразу родила мою маму Галину, через шесть лет — тетю Марию, а в 1956 году появился на свет дядя Иосиф. Всегда любила людей. И люди к ней тянулись. Подруги постоянно приходили по вечерам в дом на посиделки. Как трудно не было — всегда пела. Так и говорила к детям: „Как тебе плохо, пой!“. Соседок учила студенец варить, зайцы печь. Помню, какую вкусную выпечку готовила. Озаботилась тем, чтобы удалась ей кулич. Была у нее такая зеленая выварка, где месила часами тесто. Замешивать помогали зятья… Спешила ложиться спать, потому вставала, как ранняя птичка, в четыре-пять: надо было обойти корову, теленка, куры, свиньи. В доме всегда был порядок. Пасти корову в очередь баба не давала, делала это самостоятельно. Потом приходила домой, давала нам кушать…»
Присоединяется старшая внучка Леся: «По соседству с сельским домом бабы церковь стоит. К храму бабушка водила нас „зучки“ (гаивки) играть. Когда немного подросли, начали помогать ей по хозяйству. Бабушка брала нас на свеклу. На каждый дом давали участок с определенным количеством рядов. За свеклу получали сахар, пшеницу. Бабушка кормила телят, потом их продавала. Масло делала, сметану собирала. Складывала копейку к копейке. Ей это удавалось».
Внук Олег Паращак добавляет: «Все у нее дома было стерильно. Домашний сыр такой, как в магазине. Марлю, вафельные полотенца постоянно кипятила. Очень аккуратная. Имею воспоминание из детства: баба доит корову, а я жду с поливаним чашечкой. До сих пор помню вкус и запах того свежего молока».
Младшая внучка Леся Свирж говорит, что бабушка заботилась о ней, как родной дочерью, потому что мама постоянно работала. До восьмого класса Леся ходила в сельскую школу до Нового Села, и на родительские собрания ходила бабушка. «До 86-летнего возраста жила наша бабушка в селе Облазниця Жидачевского района. Держалась там до последнего, — рассказывает Леся, — Потом я ее забрала к себе в Трускавец. А как соседские женщины плакали, когда мы бабушку забирали! Не отпускали подругу».
С 1975 года женщина осталась без мужа. Ее мужа Михаила, который работал бригадиром, пнул лошадь, он умер… Поэтому должна была сама косить, сажать, хлопотать по хозяйству. Семья наведывалась помогать раз в неделю. Тогда вместе сеяли или собирали урожай, кололи дрова. Однако львиная доля хозяйственных работ ложилась на хрупкие плечи бабушки Юстины. До 80 лет держала корову. Потом сломала руку — и трудно ей уже было работать. Бабушка Юстина и в Трускавце не сидела без работы, забавляла уже двух правнуков. До недавнего времени всем интересовалась, всем интересовалась, стремилась быть хоть чем-то полезной. Часто признается внучке: «Как я хочу делать! Если бы я могла, я бы все делала!».
В больнице за свою жизнь никогда не лежала. Но это не означает, что имела железное здоровье. На протяжении многих лет страдала от головной боли. Пачками пила цитрамон. Имела пониженное кровяное давление, таблетки помогали. В чем заключается секрет долголетия пани Юстины? Ответ на этот вопрос знает только Бог. Внуки считают, что на эту милостивість бабушка заслужила своим жизненным примером. Потому что очень позитивный человек. Никогда никому ни в чем не завидует. Светлая, улыбчивая, доброжелательная, любящая. Многая лета, бабушку Юстино!
По материалам: Высокий Замок