«Иммунная система состоит из многих звеньев и не «живет» в одном органе», – объясняет біологиня  Імунітет «не підкачаєш» як шини авто…

Иммунная система отвечает за способность противостоять инфекциям, отслеживать и уничтожать опухолевые клетки, нормально реагировать на пищу (например, мушмулу или гуаву — фрукты, которых раньше никогда не пробовали), пыль, укусы пчел и других насекомых. Но мы не можем «подкачать» наш иммунитет, как подкачиваем шины авто. Почему — рассказала во время вебинара на тему «Как работает иммунитет», организованного украинской сетью частных лабораторий, которые входят в европейскую сеть, біологиня, автор книги «Вы это сможете! Семь составляющих здорового образа жизни» Дарка Озерная.

 Імунітет «не підкачаєш» як шини авто…

Иммунная система состоит из многих звеньев, которые между собой взаимодействуют (в непосредственной близости или отправляют друг к другу «посыльных»), и это взаимодействие не является иерархической. Представьте работу привычного офиса. Ваш коллега вам не подчиняется, как и вы ему. Ваши руководители также не подчиняются друг другу, но вам надо как-то взаимодействовать и достигать консенсуса. Это возможно благодаря хорошей коммуникации, своевременной передачи информации и личностным контактам. По тому же принципу работает и иммунная система. Вот почему невозможно стимулировать иммунитет с помощью травяных настоек (женьшеня, эхинацеи и т. п) — не может одна соединение подействовать на все звенья иммунитета!

Иммунитет делится на врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Врожденный — сформированный эволюционно, закреплен генетически (то есть передается по наследству), и им обладают все без исключения люди. Благодаря врожденному иммунитета иммунные клетки (при их участии происходят все иммунные реакции в организме. — Авт.) без предварительного обучения, тренировок, контакта с бактериями, вирусами и грибами способны распознавать возбудителей инфекции и уничтожать их. Иммунитет не «живет» в одном органе. Иммунные клетки вырабатываются костным мозгом, лимфатическими узлами, миндалинами, кишечником и прочее.

В костном мозге образуются нейтрофилы (группа специфических лейкоцитов, которые отвечают преимущественно за борьбу с бактериальной инфекцией. — Авт.). С монобластів образуются моноциты, а уже с моноциты — макрофаги (клетки, способные поглощать и переваривать чужеродные вещества (бактерии, остатки разрушенных клеток и тому подобное. — Авт.). Наш костный мозг синтезирует природные киллеры, которые производят убийственные молекулы (в том числе интерфероны) и другие компоненты врожденного иммунитета, в частности тучные клетки (мастоцити). Если вы будете рвать крапиву голыми руками или если вас укусит пчела, мастоцити в ответ выделят гистамин, и вам будет больно. В некоторых случаях гистамина выделяется такое количество, что у человека может даже развиться анафилактический шок.

Мастоцити активируются антителами — большими белковыми со сложным строением молекул, которые распознают чужеродные вещества и не позволяют вирусам или бактериям проникать внутрь клеток организма. Вирусы не обладают интеллектом и не способны самостоятельно принимать решения. Благодаря своему капсида (внешней белковой оболочке) присоединяются к клетки, которая является их мишенью. К примеру, SARS-CoV-2 цепляется своим шипоподібним отростком («короной») к рецептору АСЭ-2 на поверхности клеток легких и кишечника. Вирус гриппа проникает через особый фермент — нейраминидазу. Антитела блокируют этот «ключ», которым вирус «открывает» клетку. Макрофаги находят комплексы вируса с антителами (идентифицируют за кончиком, который торчит) и присоединяют их к себе, то есть фактически поглощают. Таким образом иммунная система очищает наш кровоток и внутренние органы от комплекса вируса или бактерии с антителами, и мы чувствуем облегчение.

Антитела помогают активироваться иммунной системе в ответ на аллерген. Антитела (например, к пыльце березы или клубники, к которым в норме организм не чувствителен) благодаря своей В-подобном строении одним концом присоединяются к антигену, а другим — к мастоцита. Развивается аллергическая реакция: отекает и краснеет лицо, появляется насморк, слезятся глаза, а если это пищевая аллергия, отекает и краснеет слизистая ротовой полости.

Регуляторные Т-клетки (центральные регуляторы иммунного ответа), которые в больших количествах «населяют» кишечник, наиболее активно «учатся» в период раннего детства, когда ребенок все тянет в рот, контактирует с собачками-котиками, и именно они определяют, будет ли она иметь предрасположенность к астме.

Базофилы — это клетки неспецифического иммунитета, выделяют гранулы, содержимое которых уничтожает все, что попадается на их пути. В этом и заключается особенность неспецифического иммунитета: с одной «пулемета» он «расстреливает» и врагов, и своих.

Дендритные клетки могут жить в легких или коже, а оттуда — мигрировать в лимфатические узлы, где, как осьминоги, разворачивают свои щупальца, в которых словно на подносе подносят порубленные кусочки антигенов. Иммунная система устраивает «дегустацию» этих антигенов и таким образом проводит постоянную проверку своих клеток на «профпригодность».

Когда общий анализ крови показывает повышение уровня эозинофилов, это значит, что у человека есть аллергия или паразитарное заболевание, поскольку эозинофилы выделяют мощные молекулы, способные даже убить аскарид в кишечнике.

Иммунная система контролирует постоянство клеточного и гуморального состава организма. Важной частью гуморального иммунитета система комплемента — группа белков, которые собираются воедино как конструктор Лего и «пробивают» в клетке дыру, таким образом уничтожая ее. Клеточный иммунитет — это возможность клеток при непосредственном взаимодействии «дать друг другу в морду». В зависимости от того, как работают Т-хелперы («помощники»), у нас будет нормальная иммунная реакция, аутоиммунная (когда иммунитет начнет атаковать собственные белки, клеточные структуры, ткани и органы. — Авт.) или сильная аллергическая.

Врожденный иммунитет не способен быстро побороть инфекцию, которая является високовірулентною и высокопатогенной. Вирулентность — это то, как быстро мы заражаємося. Патогенность — то, как возбудитель делает нам плохо. К примеру, возбудитель дифтерии выделяет токсин, который останавливает синтез белка. Когда идет системное поражение этой бактерией, когда токсина в крови критически много, пациента может не спасти даже противодифтерийная сыворотка. Какой выход? Нужно вакцинироваться — ввести неактивный, обезвреженный формалином дифтерийный токсин (токсоїд). Приобретенный (специфический) иммунитет с ним ознакомится и научится его распознавать. Чтобы специфический иммунитет научился распознавать вирусы или бактерии, ему надо с ними несколько раз столкнуться.

Те иммунные клетки, которые способны синтезировать антитела (В-клетки) или клетки, способные убивать другие клетки, несущие чужеродные антигены (Т-клетки), имеющие на своей поверхности рецепторы, похожие на антенны. Когда такая «антенна» распознает чужеродную молекулу, иммунная система обеспечивает ей подмогу в виде цитокинов. Такое «обучение» длится около трех недель. В идеале иммунной системе желательно еще раз столкнуться с антигеном и еще раз пройти «обучение», чтобы «закрепить пройденный материал», поэтому в следующий раз, когда в наш организм попадет настоящий возбудитель дифтерии и бактерия выделит свой токсин, антитела оперативно его обезвредят.

Еще один пример — туберкулез. Когда в ослабленный организм попадает микобактерия туберкулеза, может развиться заболевание. Макрофаги (иммунные клетки, которые «живут» в легких) быстро «поедают» возбудитель, но ему только этого и надо — он начинает паратизувати в этих клетках. В таких случаях и нужна подмога в виде приобретенного иммунитета, чтобы макрофагу таки удалось уничтожить микобактерию, которая в нем поселилась, создав в ткани легких очаг воспаления.

В врожденного иммунитета нет памяти. Он должен каждый раз по-новому разворачивать воспаление. Приобретенный иммунитет действует как спецназ — быстро, аккуратно, не оставляя следов.

Нам нужен и врожденный, и приобретенный иммунитет. Когда мы закаляемся, начинают хорошо работать звена врожденного иммунитета. Когда дети бегают по лужам и строят замки из песка, тренируется вся иммунная система, потому что она в это время контактирует с различными антигенами (а иммунная система обучается на протяжении всей жизни). Чем больше мы контактируем с внешним миром, чем больше делаем плановых прививок, чем «грязнее» было наше детство, тем больший опыт приобретают клетки нашей иммунной системы.

Еще одна часть приобретенного иммунитета передается нам от матери (т. зв. материнские антитела через плаценту в кровь (у матери и плода нет общего кровообращения) или грудное молоко. Эти антитела могут нас защищать даже в течение нескольких лет, но со временем мы теряем эту защиту.

Фото из частного архива Дарки Озерной и Kateryna Kon/Shutterstock.

По материалам: Высокий Замок