На заброшенной территории Лаза подростки наткнулись на бункер. А в нем, среди прочего, несколько ящиков тарену – препарата, обладающего психотропным действием
На видеоролик в Youtube, где подростки ведут «прямой репортаж» из бункера, расположенного на территории бывшего Львовского автобусного завода, редакция «ВЗ» наткнулась совершенно случайно. Ребята спускаются в подземное сооружение и проводят «инвентаризацию» вещей, которые там нашли: противогазы и фильтры к ним, респираторы, каски… Каски выложены рядами на полках. Противогазы и респираторы запакованы и сложены в деревянные ящики. Десятки ящиков, наставленных друг на друга, что достигают потолка! Самая интересная находка, которая вызывает возгласы удивления у собственника «голоса за кадром», — желтые пластмассовые футляры. Внутри них мініпенали. В каждом — по шесть круглых белых таблеток.
Разыскать героев этого видео нам не удалось. Но мы пообщались с парнем, который побывал на «экскурсии» в этом бункере. Договорились с ним о встрече возле ворот Лаза. Ворота закрыта, на ней висит колодка.
«Мне это место показал мой друг Юрка», — рассказывает Святослав. (Подросток попросил не указывать своего настоящего имени. Так же просит сохранить в тайне имя своего приятеля. Мальчишки уже не раз «отмечались» разными «подвигами», поэтому боятся, чтобы их за очередную выходку не отчислили из школы). «Юра занимается экстремальным руфінгом и сталкінгом. Я этим не интересуюсь, но побывать в настоящем бомбоубежище неповадно было», — рассказывает Святослав.
Руферы — это экстремалы, которые в поисках острых ощущений видряпуються на крыши по уступам в стенах, водосточных трубах, пожарных лестницах. Сталкеры проникают в заброшенные или недостроенные здания, промышленные объекты, брошенные жилые дома.
Спрашиваю Святослава, как удалось проникнуть на территорию завода. Парень подводит меня к наружной стене здания. Стена — не менее 5 м высотой. В ней есть сквозная дыра, но туда ни взрослый человек, ни ребенок не пролезет. Проходим несколько метров вдоль стены. Нигде входа нет. Святослав толкает старые металлические двери, которые уже заржавели. Наглухо заварены.
«Перелезли через стену с улицы. Тогда вскарабкались на крышу, перепрыгнули с него на другой, спустились на первый этаж. Бункер был сверху закрыт, но решетку уже кто-то срезал до нас. Лестнице спустились вниз. Бомбоубежище не расположено глубоко под землей, примерно на глубине одного этажа», — рассказывает подросток. «Ночью лезли?» — спрашиваю. «Да нет, днем, в воскресенье». «А имели какое-то специальное снаряжение?» — интересуюсь. «Был одет как сейчас — в кроссовки, спортивная одежда. Прихватили с собой только фонарь», — говорит. «Трофеи» какие-то взяли оттуда?». «Я ничего не брал, — говорит Святослав. — А ребята взяли респиратор и немного тех… таблеток». «Ты их пробовал?» — спрашиваю. «Нет, — парень категоричен. — Но один из моих приятелей пробовал. У него начались галлюцинации. Как до нас говорил, но точно видел перед собой кого-то другого. Какие-то деньги под кроватью у себя искал… Через шесть часов его „попустило“. Ничего не помнил. В Интернете читали про те таблетки. Если принять, то можно и умереть».
Тарен 6 — медикамент, который предназначался для гражданского населения на случай ядерной войны, как противоядие, что должна была уберечь от пагубного воздействия радиации или химической атаки (тарен является антидотом против фосфато-органических химических веществ). Апрофен (действующее вещество препарата) разработали в СССР во Всесоюзном научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте им. Серго Орджоникидзе, широко применялся во время войны в Афганистане. В советские времена апрофен входил в комплект военных аптечек для индивидуального пользования.
Как подают интернет-источники, тарен обладает психотропным действием. Действовать начинает через полчаса после приема, действие длится 4-5 часов. Человек чувствует головокружение, сухость во рту, вялость. Ей трудно сфокусировать зрение на одном предмете. Среди побочных эффектов — тошнота, рвота, боль в животе, головная боль (за счет повышения внутричерепного давления), агрессивность, перепады настроения, неадекватное поведение, галлюцинации и провалы в памяти. При передозировке могут возникать судороги, нарушаться работа сердца и почек. В сочетании с алкоголем — смертельный яд.
После развала промышленных гигантов на всей территории бывшего Советского Союза индивидуальными аптечками, в состав которых входил тарен, никто особенно не интересовался (хоть этот препарат и подлежал списанию и утилизации), поэтому они начали исчезать со складов. Воровали их наркоманы. К тарену не возникает привыкание, но в случае следующего приема, чтобы получить «кайф», человек увеличивает дозу, а это создает серьезные риски для ее жизни. В Украине тарен (апрофен) входит в перечень психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (согласно постановлению Кабмина от 6 мая 2000 года).
Шокирует, что эти опасные находки не знают ни власти города, ни соответствующие службы. Со времени развала Советского Союза прошло 28 лет. Уже много лет Автобусный завод не работает. Неужели никто не знал о существовании этих складов? Или всем безразлично?
Надеемся, после нашей публикации этими заброшенными складами заинтересуются, например, управление Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и правоохранители.
Анастасия Мельница
Фото автора и стоп-кадр с Youtube
По материалам: Высокий Замок