В 70% случаев меланома не «растет» из существующей родинки, а появляется на неповрежденной коже. Иногда – даже на слизистой полости ротовой полости, где заметить его может только стоматолог
Меланома — одна из наиболее злокачественных опухолей, которая развивается из меланоцитов (пигментов клеток кожи, «ответственных» за появление загара). Меланома быстро метастазирует в кожу, лимфатические узлы, легкие и печень. В Польше меланомой ежегодно диагностируют у 3100-3600 человек. В Украине — в 3000-3200. В целом мире заболеваемость меланомой неуклонно растет. За 30 лет (с 1980 по 2010) количество случаев возросло втрое.
Перспективы своевременной диагностики и новейших методов лечения меланомы кожи — одна из главных тем, которую обсуждали на Загальнопольській учебной конференции для студентов-медиков «Инновации в онкологии».
Почему даже врачи порой пропускают меланому?
Чем быстрее начато лечение, тем выше шансы на выздоровление — это «золотое» правило касается также меланомы. «Показатель 5-летнего выживания у больных с i И II стадией составляет 70-95%, с III — 20-70%, IV — лишь 20-30%. В Польше в 80% пациентов опухоль диагностируют на ранних стадиях. В 15% — на этапе, когда уже дала метастазы в лимфатические узлы, и лишь у каждого пятидесятого болезнь обнаруживают, когда уже есть отдаленные метастазы», — приводит статистику участница конференции Мартина Жємінська.
В Украине болезнь и в дальнейшем выявляют на поздних стадиях. Ошибаются и сами врачи — вместо того, чтобы немедленно удалять измененную родинку, занимают выжидательную позицию. Результат: по данным Национального канцер-реестра, в 2017 году было зарегистрировано 2955 больных меланомой кожи. Умерло 936 — фактически каждый третий…
В Украине до сих пор практикуют «профилактическое» удаление нормальных невусов («на всякий случай»), чего в Польше не делают.
«Регулярные осмотры у врача на 30% увеличивают шансы на своевременное обнаружение опухоли. Самая простая, самая быстрая и дешевая, не инвазионная и абсолютно безболезненная методика — осмотр с помощью дерматоскопа. Врач осматривает всю кожу пациента, особое внимание уделяя волосистой части головы, пи-дошвам стоп, коже подмышек, паховой зоне, складкам между пальцами на ногах, ануса, грудной клетке. Дерматоскоп, как лупа, увеличивает подозрительное новообразование в 10-17 раз. Для врача важно идентифицировать все т. зв. меланоцитарні невусы — именно эти родинки считаются предвестниками меланомы», — подчеркивает участница конференции Антонина Крупяж. Если врач видит, что это может быть меланома, — проводит биопсию (забор кусочка опухоли на гистологическое исследование). То, что биопсия может спровоцировать рассеивания опухоли (метастазирование), — миф.
Какие невусы должны насторожить?
Существует несколько методик, по которым можно заподозрить злокачественное перерождение родинки. Самая популярная — АККОРД (аббревиатура, каждая буква которой указывает на определенные изменения в новообразовании).
А — асимметрия — если разделить родинку мнимой осью, половинки будут неровными; сама родинка не является сплошной, напоминающий географическую карту, с «заливами» и «островками»;
К — края — неровные, с зазубринами;
О — окрас — от светло-коричневого до черного; невус окрашен неоднородно (где-то красителя больше, а где-то вообще может не быть);
Р — размер — свыше 5 мм в диаметре;
Д — динамика — увеличивается в размерах.
Онкологи отмечают: по этим критериям каждый второй случай рака не удается распознать! Например, родинка может иметь меньше 5 мм в диаметре, а в ней уже происходят процессы злокачественного перерождения. Сложно поддается диагностике узловая меланома, которая имеет наиболее неблагоприятный прогноз, и безпігментна, а также меланома на волосистой части головы.
Еще один способ, с помощью которого можно выявить злокачественную опухоль, — шкала Глазгоу. Заподозрить злокачественное перерождение невуса можно по следующим признакам:
— рост;
— изменение формы и цвета;
— наличие воспалительного состояния;
— родинка сочится, кровоточит, на ней имеется струп;
— нарушение чувствительности (зуд, болезненность при прикосновении);
— размер (более 7 мм).
«Недостатком шкалы Глазгоу является невозможность отличить злокачественное перерождение от воспалительного состояния. Да и не каждый человек может проследить и описать эволюцию изменений родинки. Кроме того, мало кто знает, что меланома может развиться на слизистой оболочке ротовой полости, а в 70% случаев меланома появляется на неповрежденной коже, то есть не растет с существующей родинки», — отмечает Антонина Крупяж.
Как тогда распознать опухоль? Врачи советуют применять метод «гадкого утенка»: появление любой нетипичной изменения участка кожи, которая имеет тенденцию роста, изменения формы, окраска — повод показать ее врачу.
Новое в лечении: иммунитет сам борется с опухолью
«В лечении меланомы все чаще применяют иммуно — и молекулярную терапию. У 75% больных обнаруживают увеличенную активность маркеров RAS/RAF/MAPK, что обычно является следствием мутации гена BRAF, ответственного за кодирование киназы BRAF. Киназа — это вещество, под действием которого неактивная форма фермента может превращаться в его активную форму. Ученым удалось создать ее ингибиторы (замедлители, стримувачі). 48% пациентов с мутацией гена BRAF ответили на предложенное лечение. К сожалению, новейшая терапия имеет свои недостатки, в частности, оказывает токсическое влияние на печень», — отмечает участник конференции Михал Лешькєвіч.
Целью иммунотерапии является стимуляция собственного иммунитета больного, чтобы тот начал бороться с опухолью. В то же время иммунитет уничтожает здоровые меланоциты. Как следствие, возникает витилиго как «плата» за успешное лечение.
Один из методов лечения меланомы — вакцинация. Прививка делается с целью активного лечения, а не профилактики, как в случае инфекционных заболеваний. Терапевтический эффект обеспечивает онколітичний модифицированный вирус… простого герпеса И типа — он размножается в трансформированных клетках и уничтожает их.
По материалам: Высокий Замок