Сыроделы считают Леся и Эдвард Влодарчики с Брюховичи, недалеко от Львова  «Корисним може бути молоко тільки від щасливих кіз»

Более 15 сортов сыра и даже мороженое на козьем молоке изготавливают на домашний мини-сыроварни «Наши козочки». Ее владельцы — Леся и Эдвард Влодарчики. Он — из Кракова, она — со Львова. На крыльце их дома развеваются два флага — сине-желтый и красно-белый. Супруги несколько лет назад нашло друг друга.

Познакомились, правда, давно. Он имел строительную фирму в Люблине. Она на заказ расписывала елочные украшения. Потом долго не виделись. Затем снова встретились. И теперь живут и ведут хозяйство в живописной местности Брюховичи, что возле Львова. А точнее — на бывшем хуторе под названием Колония.

Хутор этот — почти в лесу, сюда по грунтовой дороге автобус ездит из Львова раз на полтора часа. Ежедневно Влодарчики варят сыр, который не купишь в магазине. Варят вручную, поэтому каждый раз сыр получается особый. К их хижины люди охотно наведываются по сыр, на дегустацию или мастер-класс. Что мы и сделали: рецептами, кулинарными секретами и тонкостями сыроделы охотно поделились с корреспондентом «Главпост».

Госпожа Леся родилась в Брюховичах. Вышла замуж и жила на Левандовке. После развода вернулась в родной дом. К сыроварения пришла через болезнь. Когда вернулась из больницы домой, дети купили ей кізку, чтобы пила полезное молоко. А та козочка вскоре родила вторую кізку, и пошло… «А до козочек так привыкаешь, что это уже не просто животные, это уже семья», — рассказывает хозяйка.

 «Корисним може бути молоко тільки від щасливих кіз»

Козы оставались в семье, поэтому появилось лишнее молоко. Встал вопрос, что с ним делать. «Сначала думали: много молока, сами не выпиваем, надо поделиться, — присоединяется к разговору господин Эдвард. — Увидели в Интернете, что в Европе, и в Польше в частности, пошла мода, тренд на изготовление собственных изделий, тем более в селе. Поэтому мы и подумали, что продавать молоко — самое простое. Лучше что-то из него сделать. Начали с мыла, а потом попробовали рецепты сыров. Было это в 2015 году. Видели, как в польских селах делают домашние крафтові сыры. Кое-что взяли из Интернета. Попробовали — получилось. Сначала Леся делала обычный домашний сыр. Но мы хотели сыр из сладкого молока, а не кислого. У Леси это получалось, и мне это тоже нравится», — говорит господин Эдвард.

 «Корисним може бути молоко тільки від щасливих кіз»

Собственный сыр дали попробовать знакомым. Те признали, что это совсем другой продукт, чем магазинные, и вкус у него необыкновенный. А первыми дегустаторами стали велосипедисты, которые проложили себе туристический прогулочный маршрут до леса. Рядом есть источник, к которому люди идут по воду. Проезжая мимо хижины Влодарчиків, увидели, что здесь есть козы, спросили, есть ли молочко. С тех пор каждое воскресенье приезжают. Рассказали об этом знакомым. Так без рекламы о сыры узнало много людей. Сейчас сюда приезжают люди, которые разбираются в сырах, ибо бывают в Европе.

Среди сыров ручной работы не встретишь двух похожих на вкус. «Это не заводская работа, где компьютер, лаборатория задают единые стандарты и все сыры получаются как один. В домашней сыроварни из того же молока, того же дня, получаются разные по вкусу сыры. Это интересно и нам, и людям, которые пробуют нашу продукцию. Поэтому мы и намерены развивать дело, потому что видим, что в ней есть потребность», — говорит господин Эдвард.

Сейчас сыроделы производят козий, коровий и смешанный сыры, острые и не очень, древние и мягкие, с медвежьим чесночком (черемшой), паприкой, мятой, чернушкой, базиликом, пажитником, грецкими орехами. Есть моцарелла, гауда, бри, рокфор (с плесенью), чеддер, рикотта, эмменталь. В кладовке созревает королевский…

«В селах молоко за четыре гривны сдают. Человек так наробиться, столько вкладывает в животное. Слышали, что где-то за Стрыем молоко выливают свиньям, ибо не знают, что из него сделать», — говорит супруга.

Влодарчики же готовы, и через фейсбук предлагают обучение. «Почему ты молоко сдаешь и идешь покупать масло в магазин? Ведь имеешь свое молоко — натуральное, здоровое, свежее. Сделаешь свое и знаешь, что ешь, потому что сделал из своего свеженького молочка».

После того, как Влодарчики начали делать сыры, они поняли, что теперь могут печь и собственный хлеб. Это дело тоже пошло. Теперь имеют собственный пшенично-ржаной и ржаной хлеб на собственной закваске. Стараются делать все свое, натуральное. Как учились? Прежде всего, убеждены сыроделы, надо иметь желание. «Школа заключается не в том, что кто-то тебе расскажет. Ты должен сам прочитать. Теперь информации много, узнаем через Интернет. Если не на наших сайтах, то на польских, французских, итальянских. Поэтому не стоит тратить время перед телевизором, а подумать, что сделать, чтобы лучше жить», — убежден господин Эдвард.

С ним соглашается жена. Но жалуются, что наши люди не часто решаются начать собственное дело. К сыроделов в Брюховичи приезжают местные, львовяне, были даже из Харькова и Полтавы. Но если из каждых 100 человек двое-трое шли дальше, то было бы хорошо. В основном, увидев, насколько это нелегкий труд, говорят: «Нет, это не для меня».

Коз надо подоить, накормить, выпасть. В день они дают до 15 л молока. Хозяева имеют цапка и кізку нубійської породы, остальные — обычные. Их собирали по Украине три года, чтобы иметь таких, которые дают хорошее молоко. Крафтовой сыра не можно наделать много. Это не завод, где продукцию исчисляют тоннами. Это совсем другой процесс изготовления, другие условия, другие рецептуры. «У нас должно быть только свежее молоко, и ни в коем случае не охлажденное, — говорит госпожа Леся. — Только из такого получается хороший сыр. Завод и крафтове производство — совершенно разные вещи. Возьмем, для примера, гуцула, который в горах на высоте тысяча метров имеет только поток воды. Но у него такие сыры, которые ни один завод не сделает. Так есть везде — будь то в Польше, то во Франции. Домашний сыр — как ребенок, его надо ухаживать, брать в руки, переворачивать… Сыр, как вино, должен созревать. Сыр не здуриш, качество чувствуется сразу».

Сыроделы мечтают о зеленый агротуризм, ибо в местности, где они проживают, есть все для этого условия. Европа с этого живет, то почему же наши села не могут?

Влодарчики задумали устроить базу, где бы и кузница была, другие ремесленные дела, пекарня. Построить павильоны, где люди могли бы останавливаться. Дети бы играли с кізоньками, а взрослые бы чему-то учились на мастер-классах. Сейчас в мире модной йога с козами. Даже ее могли бы у себя внедрить. К ним приезжал инструктор, который проводит занятия. Показывали бы вещи с резьбы, лепки горшков. Нашлись бы мастерицы-вышивальщицы. Госпожа Леся — по специальности швея. Но она хорошо рисует. В себя могла бы принимать детей со школы, учить изготовления и раскрашивания игрушек.

Уже сейчас энтузиасты берутся за такое, чего не делает никто в этой местности. Господин Эдвард делает осцыпки, печет настоящие обважанки — традиционную краковскую выпечку, похожую на бублик. Пекут их из дрожжевого теста, по особому рецепту, известному еще с XIV века, когда их специально выпекали для короля Ягайло только на время поста. Эта выпечка с 2010 года находится под защитой Европейского Союза как традиционное блюдо польской национальной кухни. Там их изготавливает каждый гураль. А на Львовщине эта выпечка — чудо. Гости их называют пирожками. И обязательно, когда приезжают во второй раз, спрашивают, нет тех пирожков. Разогретые на гриле, осцыпки очень вкусны на свежем воздухе. Подают их с вареньем из клюквы. Каждый раз, изготавливая творог, по 30-40 литров молока изготавливают и партию осципков.

Фото автора и из архива супругов Влодарчиків

По материалам: Высокий Замок