Во Дворце искусств открылась уникальная выставка, посвященная 40-летию творчества Богдана Билинчука
После ночной смены, где могло быть и несколько тяжелых операций, хирург Богдан Билинчук меняет скальпель на кисть или пластилин. Или же берется писать очередной художественное произведение. 40 лет назад молодой врач увлекся скульптурой. Впоследствии начал писать литературные произведения, а 15 лет назад и рисовать картины. Коллеги, как из врачебной среды, так и с художественной, иронизируют, мол, Богдан Билинчук является лучшим врачом среди художников и лучшим художником среди врачей. Он сам человек ироничный. В конце концов, все его творчество проникнуто, как сейчас модно говорить, тонким троллингом.
Во Львовском дворце искусств открылась персональная выставка Богдана Билинчука, формально посвященная 40-летию его творчества. Грех было не взглянуть на работы этого многогранного художника, которые в свое время наделали много шума…
Захожу в огромный зал на третьем этаже. На стенах яркие картины, посреди зала на многочисленных подставках — не менее яркие скульптуры. В глубине зала замечаю автора выставки, который показывает какой-то дамы свои картины. Приглядываюсь и узнаю Екатерину Ющенко. Что ж, не буду мешать хозяину знакомить вип-посетительницу с его творчеством. Поздороваюсь позже. Иду самостоятельно знакомиться с его произведениями. Признаюсь, я не являюсь большим знатоком живописи и скульптуры, тем более художественным критиком. Художественные произведения воспринимаю по единому критерию — нравится или нет. Картины Богдана Билинчука пришлись мне по душе с первого взгляда. Они поднимают настроение. То же касается и его скульптур. Чего художнику не занимать, так это чувства юмора. А его фирменный стиль можно охарактеризовать одним словом — гротеск.
Тем временем экскурсия для госпожи Ющенко завершилась. Как я впоследствии узнала, госпожа Екатерина приехала во Львов на празднование четвертой годовщины медицинского центра «Ново», созданного ее фондом на базе Львовской городской детской больницы. Здороваюсь и попутно интересуюсь в гости ее впечатлениями от выставки. «Интересные, яркие, символические и даже философские работы», — говорит Екатерина Ющенко. Спрашиваю, какая работа больше всего запомнилась? Задумывается. «Видимо, та самая, что в свое время понравилась Хиллари Клинтон. Скульптура называется „Весна“: две влюбленные котики, которые идут рядом». Когда Хиллари Клинтон посещала Львов, а это было в 2006 году, купила эту работу Билинчука. Не сдерживаюсь и интересуюсь у господина Богдана, за сколько продал бывшей первой леди Америки своих котов. «За сто долларов. Это была символическая цена. Не хотела, чтобы ей дарили», — говорит художник. Вспоминает, после этого на керамической фабрике все начали лепить котиков. Некоторые скульпторы спрашивали господина Богдана, как ему удается сделать таких душевных котиков, у них такие не выходили. «Знали бы они, как я тех котов делал, — смеется. — Попросил соседских детей, чтобы поймали котов на улице. Принесли мне их в мастерскую, и из них лепил. Обмацував животных, смотрел, как у них лапки сгибаются…».
Попутно спросила Екатерину Ющенко, чем занимается сейчас? «Занимаюсь детьми, — говорит. — Хоть уже выросли, но с ними работы. Одна дочь уже учится в университете, вторая — поступает, сын в школе учится… А еще со знакомой открыли фирму, которая помогает украинским бизнесменам выходить на западные рынки, биржи. Кроме того, я в наблюдательном совете Банковского университета и в наблюдательном совете еще одного фонда, который занимается вопросами прозрачности в избирательном процессе». «Если вспомнили про выборы, то ли уже определились, за кого будете голосовать на президентских выборах?» — спрашиваю. «Мне понравилось, как сказал министр Емельян, что сейчас есть один выбор — между Порошенко и Путиным».
Госпожа Катерина прощается. Богдан Билинчук дарит ей на память небольшую скульптуру черной птички…
Теперь автор выставки готов и мне провести экскурсию. Прошу показать свежую работу. «Свежайшие остались в мастерской, — говорит художник. — Среди представленных на выставке — картина «Вас предупреждали», написанная в 2017 году. По мнению автора, именно так будет выглядеть следующая Революция в Киеве. «Я не призываю к очередному Майдану, лишь предостерегаю», — говорит. В центре картины три свиньи, которых жарят на огне. Вокруг — разные люди. Среди них и майдановцы с предыдущей Революции достоинства с шинами, и Кличко на велосипеде, и мусор со Львова, и женщина на инвалидной коляске с пустой тарелкой, и люди, которые беззаботно сидят за столиком и пьют кофе, потому что их все это не волнует… Три свиньи символизируют зажерливу власть. Почему три? Как три ветви власти. Замечаю автору, хорошо, что не четыре, потому что тогда журналисты на него обиделись бы. Объясняет, что четвертая ветвь власти — прогрессивная и не алчная. «Журналисты всегда на мои работы обращали внимание. Через это имел кучу проблем», — говорит. Прошу с этого момента — подробнее.
Господин Богдан подводит меня к работе «Украинский улей». «В свое время эта скульптурная композиция наделала шуму, — рассказывает. — Это было в 2010 году, как раз накануне президентских выборов. Тогда в Украинском доме в Киеве проходил большой скульптурный салон. Я впервые туда попал. Мои работы запихнули в самый дальний угол. Ну ведь кто я такой? Там выставлялись самые известные скульпторы Украины, а я — любитель. Среди работ был и „Украинский улей“. Ранее выставлял его в Львове — ноль внимания. Потом хотел выставить в Союзе художников в Киеве, но там ее заблокировали. Они Ющенко не любили. А на скульптурном салоне эта работа произвела фурор среди журналистов. У меня наперебой брали интервью. Решил эту скульптуру подарить президенту, когда он пришел на выставку. Она имеет много подтекстов. Кроме Ющенко, Екатерины и их детей, есть люди-пчелы. Это не обычные люди, а депутаты, которые облепили Ющенко. Кое-кто ему туфли чистит, кто в его карман влезает, двое дерутся за портфель, Юлька сидит на плече и нашептывает что-то на ухо. До того, как они разошлись, некоторое время она им руководила… После этого ажиотажа я столько врагов среди скульпторов нажил! На второй год уже Ющенко не президент, и меня коллеги подкалывают, мол, и что ты на этот раз покажешь? А я выставляю работу „Баден-Баден“. Опять журналисты набежали…».
Идем смотреть эту работу. Она — посреди зала. «Баден-Баден — это известный курортный городок, где собираются сильные мира сего без галстуков обсуждать мировую политику. Я ее сделал в 2009 году. Вот они сидят вокруг бассейна. Тогда Евросоюзом руководил Баррозо. Перед ним на воде — карточный домик с символикой Евро. То, что он на воде, свидетельствует о шаткую конструкцию. Рядом сидит Саркози с колесом от велосипеда, потому что увлекается велоспортом. У него Берлускони с хитрым выражением лица. Далее — Меркель по пояс в воде пьет кофе на брудершафт с Путиным. А Путин держит руку на картине, которую сам нарисовал. На картине изображена украинская заснеженная хата. Кстати, эту картину в свое время за миллион долларов купил некий российский олигарх. У Путина — трубы газопровода, которые свидетельствуют, что Путин хочет заморозить Украину. А рядом я изобразил казака, который якобы замерзает, но держит вилы… Рядом — Ющенко, который, как строитель, выкладивает через дорогу бассейн в Евросоюз. Уже построил несколько ступенек. У него Тони Блэр, который сам сидит в бассейне, но наружу вынул чемоданчик с деньгами. Это символизирует то, что Великобритания не хочет отказываться от своей валюты. Ну, и Обама, который засунул в бассейн одну ногу, чтобы проверить, какая температура воды. Все с подтекстом. Журналисты набросились на эту работу, и я, как и год назад, оказался в центре внимания. Все скульпторы снова злые на меня. А особенно директор Украинского дома. Потому что у меня после такой рекламы начали покупать работы. Скульптуру маленькой птички за тысячу долларов купили. Она увидела и позвала меня на разговор. Сказала, должен платить процент с продаж работ. Я удивился. Ведь за участие в выставке заплатил, кажется, 12 тысяч гривен. А про процент нигде не было оговорено. Одно слово, имел с ней конфликт. Пообещала, что ноги моей больше здесь не будет. На второй год она перешла на работу в Художественный арсенал, а я делаю „Евро-2012“. Это огромная работа, которая состоит из 88 скульптур! Предлагаю ее на выставку в Арсенал, но мое участие блокируют. Понимаю, почему они ее заблокировали. Она бы снова оказалась в центре внимания. А ей расходилось пиарить приближенных скульпторов, которые, видимо, давали ей процент с продажи своих работ. То я выставил эту композицию во Львове возле дворца Потоцких. Бразильский телеканал даже документальный фильм про меня и про эту работу снял».
Идем с господином Богданом к этой эпохальной работы. На выставке представлен лишь фрагмент. Вся бы заняла много места. На футбольном поле скульптор разместил фигуры выдающихся футболистов мирового масштаба. Я в футболе не очень разбираюсь, но такие фамилии, как Фернандо Торрес, Криштиану Роналду, Златан Ибрагимович и, конечно, Андрей Шевченко, слышала. Вторую часть композиции можно увидеть на фотографии. На ней изображены известные функционеры от футбола, тренеры, футболисты, которые сидят на трибунах. Среди них автор и себя изобразил. Он сидит в уголке и вместо того, чтобы смотреть футбол, рисует картину. Работа действительно поражает своим размахом. Представляю, сколько времени, сил и денег на нее ушло! Автор говорит, что только на материалы потратил семь тысяч долларов. Делал ее день в день в течение полугода. Говорит, готов ее продать. Как, впрочем, и каждую свою работу. Главное, чтобы нашелся соответствующий купец.
Напоследок прошу пана Богдана показать любимую работу. Таких, говорит, несколько. Одна из них — «Портрет художника». Узнаю Михаила Демцю. Его голову обнимает обнаженная женщина. «Это — муза», — объясняет автор. Подходим к еще одной скульптуры: мужчина и женщина купаются в одной ванне. Называется «Шутки». «Это такая прелюдия к сексу, заигрывания — объясняет автор. — Все начинается с шуток…».
По материалам: Высокий Замок