«Все акты сексуального характера должны быть осуществлены исключительно по добровольному согласию». И супружеская кровать — не исключение
11 января 2019 года вступает в силу закон о криминализации бытового насилия. Впервые в украинском законодательстве закрепляется норма, экономическое, психологическое, физическое насилие между близкими людьми — уголовное преступление, которое карается, в частности, лишением свободы. За решетку на 5-7 лет можно попасть, если кто-то из супругов… не дал согласия на секс.
Если не вникать в новые правки в Уголовном кодексе Украины относительно изнасилования и сексуального насилия, то они могут показаться кому-то абсурдными, или же даже иронично-смешным… И не стоит спешить с выводами. Не секрет, что женщины у нас часто страдают от домашнего насилия мужчин-тиранов. Становятся подневольными. И домашних деспотов не слишком волнует, что жена, скажем, плохо себя чувствует, поэтому отказывается от секса… По сути, домашние тираны насилуют женщин. Очевидно, что украинское законодательство нуждается в изменениях, которые в цивилизованном мире уже давно является нормой и работают. То смогут ли изменения в законодательстве относительно домашнего насилия защитить пострадавших в Украине?
Основной инициатор законопроекта — нардеп Ирина Луценко. Со слов экспертов в области противодействия домашнему насилию, Украина имеет повышенные риски взрыва насилия в семье. У нас 500 тысяч мужчин и женщин, которые прошли через АТО и психологически не реабилитированы. У нас 1,5 млн. переселенцев, которые вынуждены каждый день решать, где найти жилье, где найти работу, как интегрироваться в новом городе. В такой ситуации стресс часто выливается в насилие против близких.
Проблему домашнего насилия поднят на государственный уровень только в последние годы.
«Уже год работает закон о противодействии домашнему насилию, и есть первые результаты: создаются приюты, работает система бесплатной правовой помощи (БПД), полицейские используют срочный запретительное предписание, в суды направлено более тысячи материалов, — говорит Ирина Луценко. — Есть системы работы с обидчиками, помощи жертвам, но не было серьезной ответственности для обидчиков. Часто домашнее насилие начинается с малого: психологическое давление, унижения, обиды. Затем обидчик поднимает руку, начинается эскалация, а через несколько лет суд будет рассматривать дело об убийстве: женщина убила мужа, который над ней издевался. Чтобы остановить эскалацию, вводим статус уголовного преступления для домашнего насилия. Также четко прописываем понятие домашнего насилия, расширяем круг лиц, которые попадают под это понятие, усиливаем ответственность за сексуальное насилие. Общество должно воспитывать нулевую толерантность к домашнему насилию!».
Заместитель министра социальной политики Наталья Федорович говорит, есть приказ Министерства социальной политики Украины «О создании Государственного учреждения „Колл-центр“ по вопросам противодействия торговле людьми, предотвращении и противодействии домашнему насилию, насилию по признаку пола и насилия в отношении детей». Такой современный колл-центр скоро появится в Украине.
«Украина стала одной из первых стран Восточной Европы, которая создала основы для борьбы с семейным насилием. Уголовное законодательство до недавнего времени не содержало специальных норм, которые предусматривали бы ответственность за совершение именно домашнего насилия, — говорит заместитель министра социальной политики. — В общественном сознании закрепилось ошибочное убеждение, будто домашнее насилие не может быть преступлением. Это мешало должным образом защитить пострадавших лиц и привлечь обидчика к справедливого наказания. В декабре 2017 года Верховная Рада приняла комплексный пакет законодательных изменений, создав почву для развития системы защиты и всесторонней специализированной поддержки пострадавших и их детей. Введенные изменения уголовного законодательства, направленные на обидчика, делают модель реагирования завершенной: с одной стороны — помощь пострадавшему лицу, а с другой — механизм юридического воздействия на обидчика».
Эксперты отмечают, изменения уголовного законодательства закрепляют обновленный подход к преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности личности, вводя концепцию «добровольного согласия». По словам семейного адвоката Екатерины Власюк, Украина сделала важный шаг в сфере семейного права — признала домашнее насилие уголовным преступлением. «С января 2019 года люди не будут оставаться наедине со своей бедой, а будут иметь реальные механизмы влияния на обидчика, — говорит адвокат. — Домашнее насилие, все формы сексуального насилия, а также впервые тяжелые формы психологического насилия, которые попадают под квалификацию как преступления, наказываются общественными работами, арестом или лишением свободы (на срок до двух лет). Все формы актов сексуального характера должны быть осуществлены исключительно по добровольному согласию».
Правда, есть такие, что не понимают, в какой форме должно быть согласие на секс. «Много кто не сможет доказать факт домашнего насилия, — такими сообщениями пестрят соцсети. — Это — пробел в законодательстве. Полиция будет принимать заявления, но не будет давать им ходу…».
В то же время юрист Мария Чередниченко уверена, что новые поправки помогут женщинам защититься от унизительных домогательств. «У нас в стране так заведено, что мужчины могут позволить себе многое, особенно, если женщина от них зависит. Это особенно касается производственных отношений, когда работник зависит от начальника в материальном плане. Часто женщины жалуются, что им делают непристойные предложения, даже применяют какие-то действия, но пожаловаться она не может, поскольку за приставания у нас нет статьи. У меня была клиентка, к которой приставал директор отеля, в котором она работала. Мог поймать в пустом коридоре и поцеловать. Или настаивал на том, чтобы она с ним пошла в номер. А за несогласие лишал премии, унижал. Теперь возможность подать на него заявление у нее появится. Думаю, будут выработаны какие-то подзаконные акты, которые разъяснят четче, за что надо наказывать».
По материалам: Высокий Замок