С 27 января в Украине работает миссия ЕС. Ее руководители Петер Вагнер и Томас Майер-Хартинг рассказали о новых социально-экономических проектах, о возмож­нос­ти освобождения наших моряков и о том, как решить конфликт в Керченском проливе

	Евросоюз уже готовит новые проекты для Приазовья: интервью с руководителями миссии ЕС в Украине

С 27 января в Украине работает миссия ЕС. Ее руководители Петер Вагнер и Томас Майер-Хартинг рассказали о новых социально-экономических проектах, о возмож­нос­ти освобождения наших моряков и о том, как решить конфликт в Керченском проливе

С 27 января по 2 февраля в Украине работает миссия Европейского Союза. В рамках визита эксперты посещают Мариуполь, Бердянск, Мелитополь и другие районы Приазовья. Чиновники встречаются с органами власти в Киеве и на местах, представителями гражданского общества, научных и деловых кругов.

В ходе этих встреч члены миссии Евросоюза планируют оценить экономическую, социальную и политическую ситуацию в регионе. И после этого Евросоюз разработает стратегию дальнейшей поддержки Приазовья, которая будет основываться на действующих программах ЕС и сотрудничестве с европейскими финансовыми институтами.

«Сегодня» пообщалась с экспертами, возглавляющими делегацию миссии ЕС в Приазовье, – исполнительным директором по вопросам Европы и Центральной Азии в Европейской службе внешнего действия Томасом Майер-Хартингом и руководителем Группы поддержки Украины при Еврокомиссии Петером Вагнером. Европейские чиновники рассказали нам о возможностях запуска новых социально-экономических проектов в регионе, перспективах освобождения украинским моряков из российской тюрьмы и сценариях разрешения конфликта в Керченском проливе.

— Есть ли предварительный список проектов для Украины? Любая конкретика – примеры, суммы. Как страна или люди смогут ощутить результаты?

Петер Вагнер: Мы направляемся в регион, дабы определить детали того, что можем сделать. Важно напомнить, за предыдущие несколько лет на помощь восточным областям Украины было направлено 280 млн евро. Так мы поддержали восток Украины в этой ситуации конфликта. Это была гуманитарная помощь, но в последнее время ЕС предоставляет средства и на экономическое развитие региона.

Если же говорить о конкретных проектах, в Мариуполе мы помогаем в восстановлении сетей водоснабжения, канализации и уличного освещения. Похожие проекты реализуются в Бердянске и Мелитополе. Там, в частности, идет восстановление канализации и улучшение энергоэффективности. То есть, мы поддерживаем регион не с нуля.

К тому же, надо брать во внимание те общеукраинские проекты, которые также внедряются в регионе при поддержке ЕС. У нас есть две программы, которые особенно активны в Приазовье.

Первая программа – это программа децентрализации «U-LEAD с Европой». Она направлена на обучение представителей местной власти, гражданского общества и содействует местному экономическому развитию.

Вторая программа называется «Антикоррупционная инициатива Европейского Союза». Еще прошлым летом Мариуполь попал в программу «Прозрачные города» (Мариуполь занял первое место в рейтинге 100 самых прозрачных городов Украины – прим.Авт.). Город хочет стать более прозрачным в таких направлениях, как управление ресурсами и финансами, а также общение с гражданами.

Поэтому в обоих случаях мы поддерживаем запрос граждан. Сейчас направляемся в Приазовье, чтобы выяснить – что еще мы можем сделать на основе уже сделанного. И люди обязательно почувствуют нашу поддержку, например, через улучшение предоставляемых услуг, развитие бизнеса и обеспечение экономического роста в регионе.

Также в рамках визита в Приазовье мы хотим внимательно изучить вопросы экономического развития, инфраструктуры и состояния окружающей среды. Это важно, поскольку, с одной стороны, уже много проектов реализуются, и мы можем усилить эту работу. Но, с другой стороны, надо помнить, что имеющиеся социальные и экономические проблемы являются последствиями не только российской агрессии. Это долговременные процессы. И важно разобраться, каким образом ЕС может поддержать экономическое развитие региона, в частности, через поддержку инфраструктурных проектов.

Помимо этого, наша миссия планирует охватить и специальные вопросы. Потому что есть социальные проблемы, которые связаны с внутренне перемещенными лицами. Эти люди сейчас сталкиваются с огромным количеством нерешенных вопросов. И данная ситуация также создает определенные социальные вызовы для местной общины.

Мы направляемся в регион фактически уже сегодня, 28 января. Надеемся, когда через две с половиной недели состоится совещание министров иностранных дел стран-членов ЕС, и на повестке дня там также будут подниматься вопросы по Украине, наша поездка создаст основу для принятия более конкретных решений.

— Как может быть разрешена ситуация с Керченским проливом, если Украина, согласно международному законодательству, считает его водами совместного пользования, а Россия – после аннексии Крыма – своими внутренними водами?

Томас Майер-Хартинг: Соглашаюсь с вами, ситуация в Керченском проливе, – это прямое последствие незаконной аннексии Крыма. Незаконная аннексия Крыма является крупнейшим нарушением международного права. И Европейский Союз не признает незаконную аннексию Крыма.

В тоже время понятно, что какой бы ни была правовая интерпретация нынешней ситуации, факт остается фактом – Российская Федерации применила насилие. Были захвачены украинские суда. Моряки были задержаны. Это также незаконно. И Европейский Союз занимает четкую позицию касательно этой ситуации с самого первого дня.

Это тот посыл, который Европейский Союз передавал на разных уровнях. Этот посыл был сделан со стороны высокого представителя ЕС по иностранным делам и послом Европейского Союза в Москве. И мы продолжим это делать.

Мы знаем, что Украина сейчас принимает участие в международном арбитраже в рамках Конвенции ООН «О международном морском праве». И это тот путь, который уже демонстрировал свою эффективность в прошлом.

— Есть ли примеры подобных конфликтов в мире и как они были решены? Каковы ваши прогнозы по Украине?

Т. Х.: Как вы сами сказали, этот случай в Украине особый. И является следствием незаконной аннексии Крыма. Здесь важно, что Европейский Союз оказывает поддержку региону, который страдает от напряжения в регионе. Но есть и другие схожие конфликты, когда помог международный арбитраж. Например, ситуации касались Южно-Китайского моря.

— Возможны ли новые санкции против РФ по ситуации в Керченском проливе? В каком формате они могут быть?

Т. Х.: Безусловно, вы знаете, что решение о санкциях в Европейском Союзе принимается совместно странами-членами ЕС. И для этого нужно единогласное решение. Конечно же, любое такое решение должно приниматься Европейским Советом.

Также вы знаете, что мы уже приняли ряд решений. Все санкции связаны с незаконной аннексией Крыма. Например, были введены санкции из-за незаконного строительствa Керченского моста. Поскольку мы не признаем незаконную аннексию полуострова, также не признаем прошлогоднее проведение выборов президента РФ на территории Крыма. Этот инструмент и далее будет использоваться.

— Освобождение наших моряков. Какие рычаги можно задействовать для их освобождения?

Т.Х.: Это очень сложный вопрос. Мы с самого начала занимали четкую позицию – украинские моряки должны быть освобождены. На этом этапе украинский консул должен иметь доступ к заключенным морякам. И моряки также должны получaть соответствующую медицинскую помощь в рамках международного права.

Представительство ЕС и посольства стран-членов ЕС наблюдали за проведением судебного процесса над украинскими моряками в Москве. Cтолько, сколько это было возможно.

Мы этот вопрос будем продолжать отслеживать. Мы будем настаивать на нашей позиции. В частности, уже поднимаем и продолжим поднимать этот вопрос в Москве. Будем это делать и во время наших международных контактов с РФ.

— Какие у вас прогнозы по решению этого вопроса?

Т.Х.: Мы продолжим настаивать на нашей позиции. Ситуация сложная. Вы, наверное, видели последние заявления, которые были сделаны Российской Федерацией по этому поводу. Но мы не отступим от нашей позиции и будем на ней настаивать.

— Каким вы видите участие ЕС в политическом разрешении Азовского конфликта? Что еще можно сделать?

Т.Х: В последнее время наблюдалось усиление напряжения в регионе. Безусловно, мы всегда поддерживали и будем поддерживать международные усилия в этой сфере. В общем контексте мы поддерживаем усилия ОБСЕ. И 29 января, когда будем в регионе, у нас запланирована с ними встреча. Также поддерживаем усилия, которые прилагают некоторые страны-члены ЕС в Приазовье. И мы будем поддерживать сам регион. По нашему мнению, это самое важное, что можно сделать на данном этапе.

П.В.: Я хотел бы добавить. Очень важно, чтобы мы предоставили соответствующий сигнал людям. Своими усилиями Европейский Союз хочет поддержать несокрушимость украинцев в этой ситуации. Mы не сможем из Брюсселя решить все проблемы, которые существуют в Приазовье. Но знаем, что есть много местных инициатив, которые направлены на решение нынешних вызовов.

Недавно я встречался с городским головой Бердянска. Потому что город очень активно принимает участие в «Соглашении мэров» (Европейское сотрудничество с участием местных и региональных властей – прим.Авт.), а также в международной инициативе «Мэры за экономический рост». Город уже активно занимается решением проблем, которые связаны с незаконной аннексией Крыма. Недавние события усилили напряжение в регионе. Но мы хотим поддержать инициативы граждан в тех секторах, где они проявляют активность, в частности, в социальной сфере и образовании.

История вопроса

Напомним, после аннексии Крыма Россия ввела в Азовском море усиленный режим проверок. От этого страдают крупные города Приазовья – Мариуполь, Мелитополь, Бердянск и прилегающие районы. Особенно сложной оказалась ситуация после эскалации в Керченском проливе 25 ноября 2018 года. Тогда были задержаны 24-е украинских моряка и их суда.

В Европейском Союзе считают неприемлемым нарушение Россией международного права, а также поддерживают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и не признают незаконную аннексию Крыма и Севастополя. Поэтому в декабре лидеры ЕС на встрече Европейского Совета отмечали, что Россия должна немедленно освободить всех незаконно задержанных украинских моряков, вернуть захваченные корабли и обеспечить свободный проход всех судов через Керченский пролив.

Украина и Евросоюз провели многочисленные переговоры по этому вопросу. И сейчас ЕС с международными партнерами активно участвует в улучшении ситуации в Керченском проливе и Азовском море.

ЕС уже оказывает значительную помощь региона Приазовья. Это происходит, в частности, в рамках таких программ: «U-LEAD с Европой» (поддержка децентрализации вместе с государствами-членами ЕС – Данией, Эстонией, Германией, Швецией и Польшей), Антикоррупционная инициатива ЕС (финансируют ЕС и Дания) и Инвестиционная платформа соседства. Платформа способствует привлечению инвестиций в, к примеру, восстановление водопроводной сети, очистки сточных вод и уличное освещение в Мариуполе. Платформа также поддерживает подобные проекты в Мелитополе и Бердянске. Новая программа по поддержке Евросоюзом востока Украины – с общей суммой 50 млн евро – также касается этого региона.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

По материалам: Сегодня