…Вообще-то, я ехала до Больших Сорочинцев — села, где, по официальным данным, родился Николай Гоголь и где до сих пор стоит церковь, в которой треснул колокол после того, как священник окрестил будущего автора “Вия”. Містичненько, да?
“НЕХАРОШЕ ЭТО МЕСТО, НЕХАРОШЕ!”
Рейсовый автобус Полтава — Миргород поравнялся с густым лесом, из-за поворота появилась скульптура лося с надломаними рогами. Моя соседка спереди хрипло сказала: “Нехароше это место, нехароше!” Я крепко обхватила мягкую спинку переднего сиденья. В тот же момент автобус резко затормозил, перевернулся, а затем еще некоторое время на одном боку, со страшным скрежетом сунулся асфальтовым покрытием…
В карете “скорой” я попала в Диканьки. В больницу. В приемном отделении нам по очереди делают рентген-снимки, заклеивают пластырем ссадины. В очереди под кабинетом хирурга люди сочувствуют пострадавшим в ДТП: мол, чудо, что в автобусе все выжили: трасса Полтава — Сумы возле Диканьского леса считается “зачарованной”.
Патрульные, которые тут же опрашивают очевидцев аварии, говорят, что причина большинства ДТП близ Диканьки — в некачественном дорожном покрытии, местном холмистом ландшафте и невнимательности водителей.
Госпожа Анна, пациентка в очереди, восклицает: “Это святой Николай вас спас!” И советует мне обязательно зайти в местную Николаевскую церковь. Сюда люди отовсюду едут, чтобы попросить о здоровье для себя, детей и семьи. А особенно женщины, которые молят о даре материнства.
Отправляюсь к храму в компании Галины Золотайко, краеведа. По дороге она рассказывает, что церковь Николая здесь построили помещики Кочубее. По легенде, раньше на ее месте в лесу на пне кто-то нашел икону Николая Чудотворца. Решили, что это знак Божий. Сначала храм был деревянным, в XVIII веке на его месте появился каменный.
ЗДЕСЬ МАТЬ И ВЫПРОСИЛА СЫНА — НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ!
И вот она, Николаевская церковь. Свет тонкими лучами льется сверху: во время строительства в куполе разместили внутренний — в форме цветка из семи лепестков. Воздух свежий и прохладный — уникальная старинная система вентиляции не подводит. Самая большая достопримечательность этого храма — иконостас из мореного дуба, который выполнили мастера-украинцы. Ищу глазами икону Николая Чудотворца и вижу, что здесь их несколько. Раз, два, три… Какая же из них — та самая?
“Оригинальная икона, — объясняет Галина, — сейчас в фондах Полтавского художественного музея, она законсервирована и выставляется очень редко. Но земляки отовсюду везут иконы святого Николая и дарят церкви — поэтому здесь так много образов”.
К храму ведет березовая аллея. Сюда в любую погоду шла Мария Гоголь-Яновская.
“Она была совсем юная, — говорит госпожа Золотайко. — Под венец пошла в 14 лет, а Николая родила в 18. Перед тем у нее двое сыновей родились мертвыми. Но бедняжка в конце концов вымолила себе ребенка у святого Николая”.
“А почему Гоголь родился в Больших Сорочинцах?” — спрашиваю.
“Там была единственная в этих краях больница, где служил известный врач Михаил Трохимовский, — объясняет краевед. — Учитывая предыдущие тяжелые роды, Марию привезли к нему”.
Николай Гоголь часто бывал в Диканьке. Его притягивала мистика Николаевской церкви: чудотворная икона, которой обязан появлением на свет, саркофаги Кочубеев (в них, под лестницей церкви, покоятся пять князей и три княгини рода). Интересуюсь, где же хутор близ Диканьки, который прославил Гоголь? “Видимо, гоголевская Диканька — лишь литературный образ”, — говорит Галина Золотайко.
Кстати, в начале XVII столетия в лесной чаще под Диканькой был пещерный скит, остатки которого сохранились доныне. Ходы из этого пещерного места вели к домам некоторых крестьян, и они могли при приближении врага “бесследно” исчезать. Это и породило фантазии по поводу магических талантов местных жителей. Но во времена Гоголя в Диканьке уже царила цивилизация. У помещика Кочубея здесь были пивоварня, экзотическая оранжерея, роскошный дворец, первая частная школа.
Сейчас в Диканьке на 7 тысяч населения две гимназии, спортивная и музыкальная школы, картинная галерея, дом культуры, музей, библиотека, действует шесть крупных промышленных предприятий.
О ПЛЮШКИ, МАНДРЫКИ И ПУТРЮ
Диканька славится аутентичной кухней. Хозяйки здесь до сих пор готовят блюда, рецепты которых составлены во времена Гоголя и раньше.
“Это, в частности, топленые плюшки, — говорит Виталий Залоговый, известный полтавский краевед, писатель, знаток этнической кулинарии. — Кулинарный шедевр даже упоминается в “Энеиде” Ивана Котляревского. Блюдо гениально проста: берут стакан простокваши, туда же домешиваем просеянную пшеничную муку с содой, яйцо. Далее тесто делят на кусочки, каждый раскатать в тонкую лепешку диаметром 10 — 12 сантиметров и обжаривают в хорошо разогретом жире на сковороде. Дальше все складывают в глубокую сковороду, посыпают шкварками с луком. Напоследок сковородку ставят в духовку на пять минут”.
Еще один кулинарный шедевр — мандрыки. Эти жареные на масле пирожки без начинки делают из пшеничной муки и переваренной сыворотки, а также сыра и яиц.
“А путрю пробовали? Если нет, то много потеряли, — говорит господин Виталий. — Это блюдо из хорошо проваренной ячменной крупы, сдобренная ржаным солодом. Вкуснятина! И тоже, кстати, упоминается в произведениях Гоголя”.
Ну что же, в следующий раз во время визита в Диканьку — непременно отведаю! Даст Бог, доеду туда без опасных приключений.
Читайте также продолжение истории селян, в хозяйстве которых без видимой причины вспыхивают вещи