Христиания — это такое себе государство в государстве, расположенной в одном из районов Копенгагена, столицы Дании. Здесь живут художники, музыканты, кузнецы — творческие люди, что не признают ограничений.
История “свободного города” началась в 1971 году, когда группа хиппи и анархистов поселилась в заброшенных военных казармах короля Христиана. Со временем Христиания разрасталась, теперь занимает 7 гектаров. Власти Копенгагена не раз пыталась выселить незаконных поселенцев, и каждый раз это завершалось акциями протеста.
Наконец в 2011 году хиппи-района предоставили полуавтономный статус. Жильцы могут выкупить дома, в которых живут.
Большинство из них — раскрашенные в яркие цвета военные казармы. Есть и возведенные домики. У ближайшего — группа людей. Мужчины голые по пояс, с длинными волосами, сигаретами в зубах. Играют на гитаре. “Велкам ту Христиания”, — улыбается седовласый дядечка.
В Християнии очень любят музыку, поэтому здесь часто устраивают концерты.
Свободный город имеет свой флаг и конституцию“. В ней — 9 правил. Среди запретов — тяжелые наркотики, оружие, фейерверки, бронежилеты, взрывчатка и любое насилие.
Идя по уютным улочкам в тени фруктовых деревьев, наталкиваюсь на колоритную женщину с двумя косичками. Габриели — 73 года, она родом из Польши. Уже 40 лет живет в Копенгагене, а в Християнии работает адміністраторкою в галерее. Рассказывает: “Сейчас в Християнии около 800 сплошная демократия.
А еще у нас мало кто болеет. Наш секрет — быть позитивным и желать всем добра. Как у нас говорят, злой человек — больной человек”.
На улицах нет автомобилей — бензиновые двигатели загрязняют воздух, считают местные. Зато популярны велосипеды. “У нас даже изготавливают собственный вид велосипедов — “християнбайк”, — говорит женщина. — Купить его можно за 16 тысяч крон (64 тысячи гривен. — Авт.)”. К слову, это две месячные пенсии Габрієли! Проходим мимо небольшой склад. Вещи там покидані абы — как. “Люди приносят ненужную им одежду, игрушки или рослых и 250 детей. Здесь царит бытовые вещи и оставляют для других, — объясняет Габриэль. — Можно взять бесплатный вход все, что хочешь!”
После обеда приближаемся к самому интересному месту в Християнии — Пушер-стрит. Достаю смартфон, чтобы сделать селфі. И его едва не выбивают из рук темноволосые парни. “Ноу фото, ноу фото!”, — выкрикивают. “На этой улице категорически запрещено фотографировать”, — объясняет Джейкоб, продавец лимонада. И я понимаю почему: здесь торгуют психотропными веществами, в частности гашишем. Меня настигает Габриэль. Объясняет продавцам наркотиков, что я с ней, туристка из Украины.
Мужчины предлагают попробовать свой товар. Я отказываюсь, и Габриела с товарищем настаивают. Вот так я попыталась мокрый гашиш. Пожувала и выплюнула, чтобы они не видели. Так же отдали мне целый грамм, который стоит 50 крон (200 гривен)! Каждый день сюда наведывается полиция. Могут арестовать и за продажу марихуаны.
“Полиция приходит датский. Местные жители стоят на страже. Когда видят, что идут правоохранители, кричат: “Чиз-з-с-с-с”, — рассказывает Габриэль.
Проходим Пушер-стрит. Неподалеку озеро, летний театр. Молодежь пьет пиво.
“Здесь люди чувствуют себя действительно свободными. Никто не осуждает другого за то, как тот одевается, какую прическу сделал, чем занимается, — резюмирует Габриэль. — В Християнии важно быть собой”.
Читайте также о том, как журналистка пригласила чиновника проехаться в душном общественном транспорте