ІРАналітики агентства Our World in Data заметили взаимосвязь между благополучием и верой в Бога. У состоятельных Японии, Германии, Южной Кореи менее чем пятая часть населения считает религию важной. А в нищей Эфиопии 98% граждан — очень религиозные. В пятерку самых набожных стран в мире входят также Малави, Нигерия, Шри-Ланка и Йемен.
Данные аналитиков обсуждаем с Игорем Козловским, президентом Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, Людмилой Филипович, заведующей отделом философии и истории религии Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, Вадимом Васютинским, главным научным сотрудником Института социальной и политической психологии НАПН Украины, и Людмилой Шангіною, директор социальных программ Центра Разумкова.
— Попробуем выяснить причины такой статистики. Почему в богатых странах меньше людей декларируют веру в Бога?
— В основном бедные общества имеют высокий уровень религиозности, — говорит «Экспресса» Людмила Шангина. — Бедность большей степени нуждается надежды на лучшее, радости, которую, собственно, связывают с религией. Над входом во двор Владимирского собора в Киеве была надпись: “Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас”. В этих словах мы видим психотерапевтический эффект веры.
В. Васютинский:
— В бедных обществах преобладают экстерналы — они считают, что их успехи и неудачи зависят
от обстоятельств, других людей. У богатых — интерналы убеждены, что они творцы собственной жизни. Интерналы самостоятельнее, увереннее, решительнее, підприємливіші, инициативнее, поэтому с большей вероятностью достигают успеха.
Такие характеристики закладываются в детстве. Если, например, в семье или в более широком окружении доминирует убеждение: когда тебе трудно, то главное — молиться, там сформируется экстернал, который в катастрофических ситуациях складывать руки и ждать помощь. Впрочем, чтобы вырваться из нищеты, надо прилагать усилия, взять ответственность за свою жизнь. И екстерналам очень трудно это сделать. Они выбирают психологически более простой путь — не действовать, а ждать. А их дети потом поступают так же.
К слову, в Украине преобладают экстерналы.
И. Козловский:
— Но не все однозначно. Много религиозных стран довольно успешные. Один из ярких примеров — США со своим “Библейским поясом”, где подавляющее большинство людей постоянно посещает церковь.
Уровень религиозности зависит от многих факторов, не только от благосостояния. В частности, во время военных конфликтов он растет.
— Кое-кто считает, что уровень богатства страны зависит не только от религиозности, но и от того, какая именно Церковь является господствующей в государстве. Согласны с этим?
— Среди богатых стран мира немало таких, где живут протестанты или их потомки (Швеция, Нмеччина, Великобритания, США, Канада). А среди самых бедных — православные (Сербия, Греция, Болгария, Молдова, Беларусь, Россия, Украина).
— С чем это может быть связано?
Протестантизм всегда активно поощрял ведения рационального хозяйства.
Л. Филипович:
— В православии работа до сих пор не считается благодатью, труд не возведена в перечень добродетелей. Протестанты убеждены: чтобы тебя Бог любил, должен прежде всего трудиться, в православии — должен прежде всего молиться, отдать судьбу в руки Бога.
— А какова в целом ситуация с религиозностью в Украине? Кто чаще ходит в церковь — богатые или бедные?
Л. Шангина:
— По нашим опросам, среди тех, кто причисляет себя к категории “еле сводим концы с концами, денег не хватает даже на необходимые продукты”, уровень религиозности выше — 76%. Представители категории (“живем обеспеченно, но сделать крупные покупки (квартиру, машину) пока что не в состоянии” уровень религиозности — 66,7%. Впрочем, эта разница не такая большая, чтобы мы могли утверждать, что в Украине материальное положение является фактором высокого уровня религиозности.
Фото Reuters