В. Небоженко: «Бюджет-2021 должны принять в течение полутора-двух месяцев»

Министерство финансов Украины представило проект бюджета на следующий год в Раде 18 сентября. После этого проект второго по важности документа после Конституции был отправлен на доработку в Кабмин. В это время в монобольшинстве дали четко понять, что голосовать за бюджет в нынешнем виде депутаты не будут. К чему может привести противостояние внутри Рады и когда бюджет-2021 будет проголосован, ГолосUA поинтересовался у политолога, директора Социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко.

— Виктор, закон о бюджете на следующий год вызвал бурю негатива в Раде… Даже фракция «Слуга народа» заявила, что не будет его поддерживать в нынешнем виде… Как вы считаете, бюджет и вправду так плох, или все идет к отставке премьера?

 — К сожалению, все делается грубо и брутально. Нет, чтобы вначале согласовать кадровое ядро Кабмина во главе с новым или старым премьер–министром, Офис Президента и парламентское большинство начали с бюджета. Если будет вначале принят бюджет, а потом отставлен премьер-министр, то это приведет к очень серьезным проблемам к Новому году. И наоборот, — отказ депутатов от «Слуг народа» рассматривать бюджет от Кабмина говорит о том, что они не собираются работать и сотрудничать с этим Кабмином.

— Не означает ли это раскол власти?

— Это не раскол власти, дело в том, что с самого начала премьер-министр не имел парламентской поддержки. Почему-то Офис Президента выбирает такого человека премьер-министром, который не может положиться в своих действиях на депутатов, и это очень плохая стратегия для политической стабильности Украины. С другой стороны, недоразумения в парламенте все же происходят. Изменения в экономическом блоке правительства говорят о глубоких противоречиях внутри Верховной Рады. Дмитрий Разумков, хоть и начинающий политик, но должен понимать, что сейчас идет активная подготовка к бюджету, а исполнять его придется какому-то другому экономисту, премьеру или министру. В этом показано все противоречие действий Рады в первой половине этого года.

— Но премьер-министр Шмыгаль проработал на своем посту всего три месяца и ничего такого не сделал, чтобы отправлять его в отставку?

— Дело совсем не в этом. Тут работает механизм схемы, когда человек ставится на должность, чтобы деньги пошли в одну сторону, а не в другую. Вот и все. Потом, когда заканчивается схема, люди уходят со своих должностей и спокойно занимаются чем-то другим до следующей схемы. Ведь кто может подозревать Шмыгаля в том, что он занимался экономической программой? Он честно говорит сам, что не является функционером. Да, он старается, проводит совещания. Я думаю, что премьер-министр уже и сам устал, и какая-то схема выполнена, и деньги на необходимые нужды выделены.

— Простите, не означает ли это то, что сейчас ведется имитация работы? Тогда может и поэтому в Раде перед принятием второго главного закона после Конституции решили заняться такими бредовыми законами, как о поднятии налога на домашних животных?

— Здесь идет фундаментальное противоречие – между сытыми, довольными и обогатившимися, отдохнувшими на хороших курортах народными депутатами и задачами, перед которыми их ставит эта работа. Это очень сильное противоречие между вялой деятельностью Верховной Рады и «свежими» депутатами. За двадцать лет я впервые вижу такое несоответствие человеческого материала перед задачами, которые перед ними стоят. Кроме того, можем видеть, что парламент не пытается выглядеть парламентом, а Президент не выполняет президентских полномочий, пользуясь большинством в Раде. Вот отсюда и возникают такие законы про собак и кошек. Тут можно видеть политические противоречия, и собаки тут ни к чему.

— К чему это может привести?

— Это может привести к серьезному политическому кризису, и кто-то из них должен будет в очередной раз самораспуститься. Либо Президент укажет на кого-то, как на врагов народа, либо парламент начнет тихую борьбу с Президентом.

— Вы не исключаете того, что сам Зеленский свою фракцию и распустит?

— Нет. Он считает, что ему будет подконтролен любой парламент, и мы вынуждены считаться с наивностью Офиса Президента. Они додумались назвать его Офисом, а могли ведь и назвать офисом пожарной инспекции. Сейчас Ермак внушает Президенту, что для них нет задач по борьбе с парламентом или Кабмином, а заниматься чем-то другим им трудно. Например, борьба с коррупцией или судебной реформой, миротворческие усилия – все превращается в пиар, что приводит в ступор даже мощных московских пропагандистов. Несмотря на то, что они достаточно мощные ребята, они не ожидали, что Киев может быть таким циничным по отношению к таким священным вещам, как миротворческий процесс.

— Если вернутся к бюджету, как вы считаете, когда этот он будет принят?

— Его примут в течение двух-полутора месяцев, это связано с острейшими интересами лоббистов, которые будут защищать свои статьи. Они заложили свои интересы в отраслевые бюджеты, и поэтому они заинтересованы в том, чтобы общенациональный бюджет как можно быстрее легализировал эти интересы. Принятие бюджета будет выдаваться за большую удачу Верховной Рады, но на самом деле это будет групповой волей лоббистов, которые сражаются за свои «вкусные» бюджетные места.

В. Небоженко: «Бюджет-2021 должны принять в течение полутора-двух месяцев»

По материалам: Голос