«Продать ПриватБанк»: что задумали у Зеленского

Анонс приватизации государственного ПриватБанка прозвучал накануне судебного заседания о законности его национализации. Эксперты отмечают, что продать банк целиком весьма непросто из-за долгов и судебных разбирательств. Но ранее обсуждалась возможность раздела его на три части.

«Шлейф долгов, скандалов»

Министр финансов Оксана Маркарова анонсировала, что государственный ПриватБанк будет продан. Дескать, стратегия развития и функционирования ПриватБанка предусматривает, что в течение пяти лет после национализации банк будет приватизирован, то есть снова передан в частные руки.

Отметим, что 19 декабря Апелляционный суд должен вынести вердикт о законности национализации банка. В апреле суд первой инстанции признал национализацию незаконной. Бывший владелец – Игорь Коломойский заявил, что вернет ПриватБанк в свою собственность в ближайшем будущем.

Президент Владимир Зеленский заверяет, что государство не будет возвращать национализированный «ПриватБанк» бывшим владельцам. Тем не менее, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Ален Пилу заявил в СМИ, что знает о том, что говорил Зеленский. «Однако мы должны знать, что произойдет, если украинский суд развернет приватизацию ПриватБанка», — отметил он.

Глава ЕБРР засвидетельствовал недостаточную активность государства по возврату выведенных активов ПриватБанка. «Нужно прекратить жить с противоречивыми сигналами, прежде всего, в отношении Привата», — цитирует Алена Пилу «Европейская правда».

На следующий день появилось интервью Оксаны Маркаровой, в котором она анонсировала приватизацию. Однако экономист Александр Охрименко отмечает, что банк имеет долги и подготовка к приватизации займет длительное время. 

«В ближайшие обозримые лет 15-20 приватизация «ПриватБанка» невозможна. Причина проста – это шлейф долгов, скандалов и прочего. То есть, лет через 20 можно попытаться», —  сказал он.

Экономист напомнил, что после национализации в банк были влиты государственные средства. «Если его продавать, то нужно простить около 150 миллиардов гривен – никто такие деньги за этот банк не даст: ни наши, ни иностранцы. Если продавать в убыток, то придется списывать за счет госбюджета – рисковое дело», — рассудил Охрименко.

А экономист Виктор Скаршевский считает, что в том и задумка. Дескать, пока ПриватБанк продолжит функционировать, как и функционировал. «Однако через несколько лет его продадут иностранным компаниям», — уверен он.

 А нынешние заявления связаны с судебными разбирательствами. «19 декабря Апелляционный суд должен решить, законна или не законной была национализация «ПриватБанка». Именно по этой причине МВФ пока ничего не сказал о новой программе кредитования», —  сказал он.

Напомним, что решение о национализации ПриватБанка было принято 18 декабря 2016 года. Основными владельцами на тот момент являлись Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. 21 декабря 2016 г. ПриватБанк перешел в государственную собственность, затем он был докапитализирован.

Тогда сообщалось, что ПриватБанк обслуживает более 20 миллионов граждан. В частности, речь идет о 3,2 миллионах пенсионеров, более 500 тысячах студентов и 1,6 миллиона других социально незащищенных граждан. 3,6 миллиона работников получали зарплату через ПриватБанк, из них – 2,2 миллиона работников бюджетных учреждений и 1,4 миллиона работников коммерческих организаций. Клиентами банка являлись 600 тысяч предприятий.

После национализации в собственности государства оказалось четыре банка – Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк и Приват. Оксана Маркарова сетует: «Когда 52% активов банковского сектора находится в госсобственности — это в принципе нездоровая ситуация для рыночной экономики».

«Банки должны быть проданы в первую очередь»

Оксана Маркарова анонсирует, что кроме ПриватБанка в частные руки точно продадут государственный Укргазбанк. «В Укргазбанке уже начат процесс привлечения Международной финансовой корпорации, с которой мы будем готовить банк к полной продаже. ПриватБанк начнем готовить к приватизации, как только сможем», — рассказала она.

По ее словам, по Ощадбанку идут переговоры с ЕБРР о частичном вхождении в капитал банка. «А от новоизбранного набсовета Укрэксимбанка мы пока что ждем новую стратегию», — добавила министр.

Отметим, что распродажа всех государственных банков не входила в планы прежних правительств. Стратегия развития государственных банков от 21 февраля 2018 года предусматривала продажу лишь определенной части от государственной доли в капитале банков.

О полной распродаже сообщил Алексей Гончарук в интервью Bloomberg в августе, еще до своего назначения на пост премьер-министра. «Банки должны быть проданы в первую очередь», — завил Гончарук, который тогда занимал пост заместителя главы Офиса Президента.

Впрочем, то, что ПриватБанк после национализации собирались пустить на продажу, обсуждалось давно. Еще в 2017 году, когда национализацию стали оспаривать, Александр Дубинский (нынешний нардеп, тогда журналист канала 1+1 Коломойского) сообщал: «У Порошенко поставили задачу юристам, а также компании McKinsey (пишет стратегию развития банка) подготовить план разделения банка на несколько частей».

Дескать, такой шаг был призван снизить вероятность решения, по которому суды обяжут вернуть акции банка прежним собственникам. «По моим данным, банк планируют разделить на три части: транзакционный бизнес (система платежей «Приват24» с инфраструктурой, плюс процессинг), банк плохих активов (создание специализированной финансовой компании, которая должна будет взыскивать проблемные долги) и розничный бизнес», — сообщал он.

Исполняющая обязанности председателя правления ПриватБанка Галина Пахачук тогда заявила о недопустимости разделения на три отдельных банка. «Приват должен быть доминирующим государственным банком, но не со 100% государственной долей. Например, 49% акций банка могут быть выведены на IPO», — рассказывала она.

Несостоятельность попыток раздела банка она доказывала примером: «От того, что мы поделим большой ПриватБанк, в котором есть 2200 отделений, и вместо 2200 вывесок Привата по всей стране появятся вывески Банка 1, Банка 2 и так далее, кто и что выиграет?». Вместе с тем Пахачук на стала отрицать, что такая идея имеет место.

Любопытно, что позже та же информация появилась и в качестве советов от экспертов. Летом 2018 года финансовый эксперт Алексей Кущ констатировал, что для продажи государственного ПриватБанка пока не сложились экономические условия в стране. А поэтому его целесообразно разделить на три части.

Первая часть – это расчетно-платежный сервис, «который эффективно и качественно функционирует», вторую часть эксперт предлагал превратить в «кладбище» проблемных активов. Это необходимо для того, чтобы продолжать судебные тяжбы с бывшими собственниками. А третья часть, по словам эксперта: «То, что было после национализации – те живые деньги, которые государство тратит, кредиты, которые работают».

Любопытно, что Алексей Кущ предполагал, что первую часть разделенного Привата, можно будет продать досрочно, до 2022 года.

Отметим, что вопреки первоначальным планам все продать. В октябре выяснилось, что правительство Алексея Гончарука намерено более чем вдвое сократить долю государства в банковском секторе. Согласно плану действий Кабинета министров, доля государства должна составлять 20%, тогда как сейчас она превышает 50%. «Мы привлечем инвесторов в государственные банки, чтобы, наконец, уменьшить долю государства до уровня 20% в банковском секторе», — сказано в документе.

«Продать ПриватБанк»: что задумали у Зеленского

По материалам: Голос