Не секрет, что проводимая Порошенко гуманитарная политика привела к охлаждению наших отношений практически со всеми соседними странами. Безусловно, активно усугублял этот процесс бывший министр иностранных дел Климкин, регулярно нарушавший дипломатический протокол. Смену власти в Украине восприняли с осторожным оптимизмом все страны-соседи, которые под конец президентской каденции бывшего Президента не скрывали, что не могут достичь договоренностей с ним по целому ряду вопросов. По состоянию на сегодня руководство Венгрии, Польши и Молдовы выражает заинтересованность в «перезагрузке» отношений с нашей страной, рассчитывая, что Зеленский предложит новую формулу взаимоотношений. О том, собирается ли новая власть что-то существенно менять в гуманитарной сфере, корреспонденту ГолосUA рассказал политолог, кандидат политических наук Кирилл Молчанов.
— Кирилл, какой будет судьба Украинского института национальной памяти?
— На мой взгляд, Вятрович, бывший директор Украинского института национальной памяти, не должен был дожидаться, когда его отправят в отставку, а сам написать заявление об уходе, если он не согласен со сменой курса в стране. Но мы этого не дождались (Кабинет министров уволил Вятровича с должности председателя УИНП, – Авт.). Сам Институт памяти, думаю, оставят, но, возможно, ему урежут финансирование, и он будет больше декоративный.
— Будет ли новая власть что-то менять в гуманитарной сфере?
— Мы видим, что в гуманитарной сфере Зеленский не собирается существенно менять курс Порошенко. И риторика бывшего Президента во многом сохраняется. Каких-то подвижек, связанных с вопросами истории, пока мы от нового Президента не наблюдаем, кроме заявлений в Польше с Дудой о том, что они собираются якобы пытаться идти на примирение. Но пока что все очень умозрительно и лишено какой-то конкретики. Кстати, у Зеленского вопрос увольнения Вятровича не был приоритетным. Такие люди, как Вятрович, Скобелев, рано или поздно будут «бить» Зеленского своей токсичностью.
— К слову, и языковой закон власть не собирается серьезным образом менять…
— Об этом и разговоров уже нет. Еще до выборов Зеленский говорил, что мы, мол, проанализируем языковой закон и будем принимать какие-то решения. Сейчас, как я понимаю, никакого анализа не проводится, и непонятно, вернутся ли вообще к этому вопросу или просто пытаются эту тему замять. Мотивы нам неизвестны, но, может, Зеленский боится праворадикалов или патриотов, какой-то части избирателей, которые голосовали за него на Западной Украине. Хотя костяк его поддержки составлял Юго-Восток Украины, который голосовал против того курса, который в Украине последние пять лет вел Порошенко с его «армией и вирой». Так что Зеленскому стоит понимать, что отсутствие ревизии политики Порошенко, несмотря на какие-то позитивные вещи, которые новый Президент пытается делать, рано или поздно приведет к тому, что будет терять электорат.
— Тем временем в нашу повседневную реальность внедряется институт «уполномоченного по защите государственного языка»…
— «Мовным обмудсменом» у нас назначен бывший нардеп «Народного фронта» Тарас Креминь — человек, который, в принципе, является копией Вятровича и тотальным украинизатором. Соответственно, от него ожидать послаблений в имплементации языкового закона точно не стоит. Если не пересмотреть этот закон, то, естественно, дело Порошенко будет жить, несмотря на то, что этого президента у нас уже нет.
— Партия «Голос» анонсировала законопроект об уголовной ответственности за «самовольные переговоры» с Россией… Что это значит?
— На самом деле это глупость, потому что «Голос» вместо того, чтобы конкурировать со «Слугой народа», критиковать «Слугу народа» по логике вещей, отбирать их избирателей на Западной Украине, вступил в конкурентную борьбу с Порошенко. Вся повестка, которую озвучивал Давид Арахамия, по запретам поездок в Россию, по запретам переговоров, по запретам использования определенных дефиниций (не оккупация Донбасса, а самопровозглашенные республики) – по сути, они решили бороться с Порошенко в этой нише 8% — как делить этих избирателей. На самом деле это очень глупо, потому что это ведет к маргинализации проекта и более того, это не соответствует, по сути, позиции спонсора, стейкхолдера «Голоса», придерживающегося транснациональной, неолиберальной позиции. А его загоняют в нишу махрового, архаического, ультраправого национализма. Честно говоря, если «Голос» продолжит такую повестку, то это будет политический проект на один цикл. На местных выборах им уже точно ничего не светит.
— Еще вопрос касательно закона о незаконном обогащении… Говорят, что, согласно этому закону, будут проводить конфискацию имущества у проворовавшихся чиновников…
— Надо понимать, что в этом законе будет записано и будет ли иметь этот закон обратную силу или нет либо те, кто условно поимел это имущество до принятия закона, по сути, будут амнистированы. Надо понимать, будет ли этот закон иметь «срок назад», можно ли будет автоматически задним числом пересмотреть имущество чиновников эпохи Порошенко. Пока все это непонятно. Если конфискация будет проводиться без решения суда, решением следователя, то тогда вообще какой-то правовой беспредел начнется. Тут масса вопросов. Вообще, эта статья уже не к Рябошапке, а к НАБУ. Естественно, закон о незаконном обогащении в каком-то виде примут, потому что это требование западных партнеров. Вопрос в том, насколько там оставят лазейки, как в предыдущей статье, чтобы все коррупционеры могли спокойненько обойти эту статью. Вопрос в том, насколько эта статья грамотно будет выписана, а не просто для галочки, чтобы скормить это избирателю и скормить это Западу. Все упрется в политическую позицию Зеленского, будет у него желание бороться с коррупцией либо будет желание создавать ее имитацию.
По материалам: Голос