Опасность, которая угрожает каждому! Квартирные мошенники придумали уже столько способов присвоить чужую недвижимость, что можно создавать криминальную энциклопедию. Черные нотариусы, риелторы, банкиры и судьи… В схемах обычно задействованы десятки людей.
Почему бомжом может стать каждый из нас? И как обезопасить свой дом? Разбиралась Елена Зорина.
Ольга Николаевна уже месяц не может попасть в свою двухкомнатную квартиру.
«Пять или шесть человек мордоворотами. В дом ворвалися и там розговарівали с моей невесткой. Меня здесь эти люди меня в дом не пустили», — говорит Ольга Саміщенко жительница Кропивницкого.
Оказалось — это представители банка, а ее жилье в залоге. Квартиру пенсионерка приобрела 20 лет назад. Заплатила тогда четыре тысячи долларов. А позже выяснилось — поддельные документы! А она — жертва аферистов.
«Сємь хазяєв идет на эту квартиру».
Мошенника осудили. На его счету полсотни подобных афер. Однако до этого он успел взять кредит в банке под залог квартиры Ольги Николаевны. С тех пор женщина доказывает свою правду в судах. И что делать сейчас — не знает.
«В богодєльню должна пойти или куда я должна уйти».
Жертвой квартирных аферистов может стать любой. Под прицелом в первую очередь квартиры, что долгое время стоят пустыми. Хозяева которых за границей или в отпуске. А также одинокие люди, асоциальные или те, кто имеют долги за коммуналку.
«Люди, которые зависимы от алкоголя, от наркотиков, со сложными судьбами, психическое воздействие. Разведка у них налажена будь-здоров», — говорит Анатолий Топал, руководитель Общественного союза Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Украины.
Земельные участки, дачи, квартиры и дома. Переоформляют все. Чем дороже объект, тем вишуканіша схема. Вот одна из последних.
«Квартиры непосредственно передают в собственность в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Имущество передается только актом приема передачи. Владелец может даже и не знать. В схеме должны быть участниками нотариусы или регистраторы. Поскольку в данном случае мы говорим о подделке подписи владельца», — говорит Дина Дрыжакова, адвокат.
Черные нотариусы, риелтеры, в схемах обычно задействованы десятки людей. И обезопасить себя — невозможно.
Спрятать документы за десятью печатями и замками — тоже не вариант. Даже самый надежный сейф не спасет от мошенников. Подделать при желании можно все: от обычных справок до более серьезных документов: доверенностей, дарственных, свидетельства на право собственности. И даже паспорта!
Чем сложнее схема, тем дороже и документы.
«Подобная услуга стоит где-то в районе от 2 до 5 тысяч долларов, в зависимости от объекта недвижимости», — говорит Анатолий Остапенко, руководитель юридического объединения «Афера.стоп».
«Вот это вот территория моей дачи. Почти 8 соток».
Уже год военнослужащий Леся Черныш пытается доказать, что дача, которая досталась ей в наследство от дедушки, — действительно ее.
«Ключи у меня есть. Юридически я не имею права сюда заходит».
Дом и земля — в пределах столицы — оказались лакомым куском для мошенников.
«Договора о том, что дача принадлежит мне, на дом, на землю. Такие же есть документы и у других лиц, которые считают себя якобы собственниками».
Ее дачу аферисты успели дважды перепродать. И обо всем этом женщина узнала случайно от соседки, которая заметила масштабные преобразования на участке и позвонила.
«Говорит у тебя горит большой костер на участке. я говорю, что «нет, я нахожусь дома с детьми», позвонила мужу. Когда мы приехали на участок, мы обнаружили группу людей, которая там ломала полностью имущество мое, палал мои же вещи на участке. На мой вопрос, который им был задан, кто вы такие, один из них сказал: «я владелец», — говорит Леся Черныш пострадавшая от действий мошенников.
Мошенники вели себя вызывающе и даже угрожали.
«Когда я начала фотографировать номера машин и тех людей, которых были там, один из них, который типа владелец подошел мне и сказал: «если не дай Бог эти фотографии всплывут в соцсетях или где-то в интернете, ты подумай хорошо, у тебя есть двое детей, которые ходят и назвал номер школы детей», — говорит Леся Черныш, пострадавшая от действий мошенников.
Это стало возможным за фальшивый паспорт, — подозревает Леся.
Они подделали серию номер паспорта. подпись подделали.
В подделке другая фотография. Не указано, что женщина замужем. Во время заключения соглашения, по утверждению нотариуса, вроде бы была и владелица этого паспорта. Тоже Леся Черныш, хотя и другая.
«В этот день, когда была сделка, я была на службе», — говорит Леся Черныш пострадавшая от мошенников.
Как такое стало возможным? Расспрашиваем у эксперта. И то шокирует: ни поддельного паспорта, ни двойника хозяйки — не было.
«Скорее всего, была использована просто скан-копия. Самого паспорта вообще не было. То есть к нотариусу паспорт не приносили. И в нотаріауса владельца или лица подставной тоже не было. Была договоренность с нотариусом об этой сделке. Цена изготовления будет порядка 50-70 долларов», — объясняет Анатолий Остапенко руководитель юридического объединения «Афера.стоп».
Дачные рейдеры, как правило, работают над несколькими объектами. Поэтому и потерпевших может быть не один десяток.
«Они делают там 10 объектов и закладывают расходы, что 2-3 объекта вернутся хозяевам, а остальное останется», — говорит Анатолий Остапенко.
Схема старая, как мир, говорит наш эксперт. И преступники на ней — еще и сэкономили.
«Данные сведены из разных структур, из разных ведомств. Где сделка обошлась мошенникам где-то порядка трех тысяч долларов», — говорит Анатолий Остапенко, руководитель юридического объединения «Афера.стоп».
По информации наших источников, один из нотариусов, который удостоверял сделку, входит в негласного списка так называемых «черных нотарусів». Их в столице около двух десятков.
В реестре судебных решений его фамилия довольно популярное. Фигурирует в более шестидесяти разнообразных делах, в том числе и уголовных. И все они касаются оформления недвижимости. Но несмотря на это, он до сих пор работает. Офис в одном из спальных районов столицы. Направляюсь к нему. Но поговорить удается только с помощницей.
«Он сейчас на выезде. Я не знаю, когда он будет».
Ли был нотариус в сговоре с мошенниками? Доказать это довольно сложно:
«Нотариус всегда может закрыться статьей 8 закона о нотариате. Это тайна, тайна совершения сделки. И если стороны откажутся открывать подробности сделки, нотариус может отказаться в этой пистави давать любые объяснения», — говорит Дина Дрыжакова, адвокат.
И даже если что-то и скажет — ему мало что грозит.
«Любая схема. Без каких-то там крыш в определенных силовых структурах, которые должны контролировать эту деятельность не происходит. Несет ответственность за подлинность документов, человек, который подает эти документы, нотариус только оценивает соответствие», — говорит Анатолий Топал, руководитель Общественного союза Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Украины.
У Леси Черныш есть шансы доказать, что она настоящая хозяйка. Однако на это могут уйти годы.
«Если оно по закону принадледжит мне, я готова это бороться до последнего».
Поэтому будет ли в этой истории хэппи-энд — увидим.
По материалам: Подробности