Дефицит горючего: оказался ли энергетический сектор Украины не готовым к войне и кто может спасти ситуацию

С ситуацией дефицита горючего, сложившейся в некоторых городах Украины, могли бы помочь европейские партнеры, однако это очень сложный путь. Детальнее об этом  поговорил с экспертом Института энергетических исследований Юрием Корольчуком.

Так, на фоне кризиса, наблюдающегося в топливной сфере в некоторых городах Украины, поинтересовался, можно ли сказать, что украинский энергетический сектор был не готов к форс-мажорной ситуации.

“До 24 февраля, когда вставал такой вопрос, я бы вам так же сказал, что это (зависимость от энергоносителей рф и беларуси – ред.) невозможно решить за месяц-два. Да, часть ресурса удастся заменить. Но тогда возникнет дефицит и рост цены выражения. Но об этом можно говорить в условиях рынка”, – отмечает эксперт.

По его словам, было два пути для того, чтобы избавиться от зависимости — организовать собственное производство нефтепродуктов, построить не один нефтеперерабатывающий завод, что также сложно, или полностью перестраивать поставки нефтепродуктов, отказываясь от поставок из россии и беларуси.

“Но тогда бы ситуация складывалась таким образом, что на тот момент, в “мирное” время, я думаю, скорее всего, часть ресурса белорусского или русского просто пошла бы в Европу другим путем и мы бы его там забрали. Нам сказали бы, что это горючее из условной Германии и т.д., а по факту это был бы тот же российский или белорусский дизель или бензин. Вот в чем мы оказались не готовы. Все равно тогда было бы такое замещение», — объясняет Корольчук.

Даже если рассмотреть “идеальный”, по мнению эксперта, вариант – собственное производство, импортируя нефть для переработки, тогда встал бы вопрос относительно путей импорта нефти, говорит специалист. Он, скорее всего, осуществлялся бы морем, как и происходило в случае Кременчугского НПЗ.

“В сложившейся ситуации мы все равно оказались бы заблокированными, даже если бы не были зависимы от российских или белорусских нефтепродуктов. Покупали бы где-то нефть, не важно какую (хотя, скорее всего, русскую бы покупали), перерабатывали – а теперь оно все было бы отрезано. Встал бы тот же вопрос, о котором мы сейчас говорим о дизеле и бензине, — о нефти, как ее доставить, чтобы переработать”, — замечает собеседник.

“Почему мы оказались не готовы? У меня нет ответа на этот вопрос. Это должно быть политическое решение абсолютное, общее. Мы не могли бы его сами реализовать (вместе с ЕС – ред.). Кто здесь виноват – или мы сами, виновата ли Европа сама, виноваты ли и мы и Европа – сейчас, я думаю, это все не так важно, потому что, как говорил Кравчук, “имеем то, что имеем”, – говорит он.

По мнению Корольчука, в сегодняшней ситуации с рынком топлива власти, вероятно, сделали все, что могли, в частности, в вопросе налогов.

«…остается единственный западный коридор и Европейский союз. Так вот, к чему я веду, на вопрос: «Что еще можно сделать?» – на самом деле, действительно сделать еще кое-что можно. Для этого должны быть определенные решения Европейской комиссии как исполнительного органа Европейского союза. Они же видят проблему, Украина их тоже информирует», — говорит специалист, отвечая на вопросы о путях урегулирования топливного кризиса.

Он отметил, что, в частности, если ракетные удары по нефтебазам европейские партнеры еще могли воспринимать не серьезно, то уничтожение Кременчугского НПЗ должно было стать весомым рычагом в принятии соответствующих решений.

«Я думаю, что такие переговоры проводятся. Как я вижу решение этого вопроса: есть резервы, есть рынок Европейского союза, скорее всего, это должно быть консенусное решение… они должны выделять определенный объем и обеспечить техническими возможностями хотя бы доставки (топлива – ред.) до границы Украины. Да, это сложный вопрос, он еще сложнее по доставке внутри страны. Но, в принципе, если бы такое решение было, я думаю, подтянулась бы и техническая, логистическая часть решения», — отметил собеседник

По мнению эксперта, сегодня это — единственный вариант, который дал бы возможность решить вопрос и обеспечить необходимый объем поставок.

“То есть, условно, ежемесячно 100 тысяч тонн или 300 тысяч, и этот объем расписывается и поставляется сюда для потребителей. И это берет на себя государство, то есть оно фактически оплачивает тот объем и здесь далее распределяет его также уже между компаниями. Если бы государство брало на себя такую ответственность, то они должны прощать эту маржу, которая позволила бы компаниям дальше работать, удерживать работников, платить им зарплаты, обслуживать комплексы АЗК, в таком плане», — утверждает он.

Собеседник напомнил, что международные организации, такие как МВФ, и ведущие страны Запада сейчас обсуждают экономическую поддержку Украины. По его мнению, в этой помощи уместно было бы предусмотреть соответствующую дотацию для обеспечения потребностей энергетического сектора Украины.

Первый вице-премьер-министр — министр экономики Украины Юлия Свириденко сообщила, что ожидается незначительное подорожание нефтепродуктов, несмотря на то, что дефицит горючего в Украине в ближайшие 7 дней будет ликвидирован.

Тем временем, на столичных заправках наблюдается дефицит горючего – люди стоят в километровых очередях.

По материалам: УНН