Site icon Главпост

Да будет голод: почему война в Украине ведет к мировой катастрофе и как это исправить

Да будет голод: почему война в Украине ведет к мировой катастрофе и как это исправить
Источник: The Economist

Выясняли, рухнет ли мировая система продовольственной безопасности 

Всемирная продовольственная катастрофа грядет. Обложка свежего номера журнала The Economist преподносит нам эту новость как нечто неизбежное и неотвратимое. решил разобраться в ситуации собрав оценки и прогнозы ведущих специалистов, крупнейших деловых медиа и представителей международных организаций.

По словам Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриша, российское вторжение в Украину вскоре может вызвать глобальный продовольственный кризис, который может растянуться на годы.

Чиновник заявил, что, по его мнению, война в сочетании с последствиями пандемии коронавируса «угрожает поставить десятки миллионов людей на грань отсутствия продовольственной безопасности, за которой последует недоедание и массовый голод».

Это и не странно, ведь на двоих, россия и Украина производили до 30% мировых поставок пшеницы. Не зря до войны Украина считалась «мировой житницей». Через ее порты проходило 4,5 миллиона тонн сельскохозяйственной продукции в месяц.

Однако с тех пор, как россия вторглась на нашу землю, экспорт рухнул, а цены на мировых рынках взлетели до небес. А после того, как Индия запретила экспорт пшеницы, они взлетели еще выше.

По данным ООН, на сегодня в Украине застряло около 20 миллионов тонн зерна прошлогоднего урожая. Если удастся вывезти его из Украины, это может ослабить давление на мировые рынки, считают в организации.

В данном контексте, Гутерриш объявил о переговорах с целью разблокировать экспорт зерна из Украины, призвав россию разрешить вывезти зерно из украинских портов.

В обмен на это он предложил даже снятие с москвы ряда санкций.

россия уже успела ответить, что она ничего не блокирует. Однако, официально детали переговоров пока не разглашались.

Разблокировать Одессу так же важно, как и поставлять Украине оружие. Такое мнение в комментарии The Economist выразил владелец крупнейшего в Украине частного оператора судоходных терминалов Андрей Ставницер.

По его словам, украинские элеваторы сейчас в значительной степени заполнены, поэтому для урожая текущего года не хватает места.

«Если мы не сможем его хранить, он начнет гнить», — говорит он.

Евросоюз, как отмечается, стремится расширить альтернативные железнодорожные и автомобильные маршруты. Однако они могут помочь реализовать лишь часть украинского экспорта.

Вывозить украинское зерно нужно по морю. Но как? Некоторые рассматривают идею военно-морских конвоев для сопровождения торговых судов в Одессе и близлежащих портах и из них. Бывший верховный главнокомандующий союзными войсками НАТО Джеймс Ставридис предложил последовать примеру операции США и союзников по защите нефтяных танкеров в Персидском заливе во время ирано-иракской войны 1980-х годов.

Однако бывший командующий силами НАТО в Средиземноморье Джеймс Фогго склонен считать, что проводить такую параллель ошибочно.

«Разница в следующем: Иран не был ядерной державой. россия — ядерная держава. Россия — крупная держава, и существует риск эскалации», — считает военный.

Как отмечает The Economist, идея конвоев для зерна в Черном море сталкивается не только с военными, но и с юридическими и политическими ограничениями.

Начиная прямо с российского «антифлота». Рф сосредоточила десятки если не сотни систем противовоздушной, противокорабельной и радиоэлектронной борьбы на территории временно оккупированного Крыма. Журналисты также считают все еще представляющими угрозу ее военно-морские силы. И даже если Россия откажется от нападения на конвои, считают эксперты, корабли, стоящие в порту, останутся беззащитными.

Кроме того, Украина заминировала свои воды, чтобы предотвратить российскую десантную атаку. россия также установила свои мины в Черном море. Разминировать это все, конечно можно, однако тогда оккупантам откроется легкий путь на Одессу.

Вопрос о сопровождении судов сталкивается с большим количеством препятствий. Однако, как отмечается, надежда на то, что международное давление может убедить Россию смириться, довольно слаба. Западные дипломаты говорят, что возобновление работы украинских портов не является практической возможностью по крайней мере в течение следующих шести месяцев.

Как указывают в новом отчете специалисты Международной группа экспертов по устойчивым продовольственным системам (iPES), неспособность реформировать продовольственную систему привела к усугублению незащищенности в сфере продовольственной безопасности, вызванной войной в Украине.

Отмечается, что цены на продовольствие росли еще до того, как первый российский танк пересек границу Украины, — как следствие роста цен на нефть и последствий пандемии коронавируса.

Эксперты отмечают, что 811 миллионов человек столкнулись с хроническим недоеданием в 2020 году, и, если верить моделированию ФАО, война увеличит число недоедающих еще на 13 миллионов.

Специалисты объясняют, что мировая продовольственная безопасность похожа на карточный домик — постройка может рухнуть, если упадет хоть одна карта.

Концентрированный характер глобальной продовольственной системы создает уязвимость, которая может иметь каскадные последствия при нарушении работы любой ее части, считают специалисты. И отмечают, что, возможно, война в Украине и стала толчком к новому кризису в области продовольствия, однако недостатки и сложности в глобальной продовольственной системе, которые давно присутствовали, также сыграли свою роль.

Экспертная группа призывает мировое сообщество предпринять срочные меры:

— предоставить финансовую помощь и облегчить задолженность для уязвимых стран;- пресечь чрезмерную спекуляцию товарами и повысить прозрачность рынка;- сформировать региональные запасы зерна;- диверсифицировать производство продуктов питания и реструктурировать торговые потоки;- сократить использование биотоплива, поголовье скота и зависимость от удобрений и ископаемой энергии в производстве продуктов питания.

Эксперты предлагают разные варианты предотвращения кризиса продовольствия. Они варьируются по степени риска, и их множество. Одно ясно наверняка: если не остановить российскую агрессию как можно скорее, никакие кратковременные меры по урегулированию не спасут мир от голода если не в 2022-м, то в последующие годы.

По материалам: УНН

Exit mobile version