Государственный бюджет на 2019 год сформирован без учета тех рисков, которые были очевидны. В комментарии международный экономический эксперт, глава ОО «Национальный интерес Украины» Игорь Гарбарук объяснил, какие «дыры» есть в главном финансовом документе и чем это грозит украинцам.
Гарбарук отметил, что в бюджете 2019 года есть несколько самых больших рисков, которые были очевидными еще на этапе его формирования.
Первый касается планов приватизации. По словам эксперта, невыполнение поступлений от приватизации составляют 17,1 млрд гривен. За первый квартал 2019 года поступления от приватизации составили лишь 184 млн гривен, то есть чуть более 1%. Экономист напоминает, что в 2018 году план по приватизации был выполнен на 2%.
Второй очевидный просчет касается субсидий и тарифов. В бюджете на текущий год предусмотрено 58 млрд гривен на субсидии. Это на 13 млрд гривен меньше, чем в 2018 году. В связи с сокращением помощи и повышением цен на газ, ежемесячно растет задолженность населения за услуги ЖКХ (по итогам февраля 2019 года она составляет 69,4 млрд гривен). Эксперт отмечает, что повышение тарифов не было учтено в бюджете на 2019 год.
Кроме названных факторов, следует еще упомянуть о том, что Украина имеет долговые обязательства перед кредиторами в размере 417,4 млрд гривен.
«В ситуации падающей экономики (которая если и растет, то только в воображении членов Кабинета Министров и работников Госстата), а также в ситуации двойных выборов и отсутствия возможности привлечения дешевых и долгосрочных заимствований — ситуация с долговыми обязательствами выглядит достаточно сложной. Невыплата долгов может привести к тяжелым последствиям во взаимоотношениях с кредиторами. Поэтому, скорее всего, просто недофинансированы незащищенные статьи бюджета», — считает экономист.
Гарбарук также обратил внимание на просчет с определением официального курса, ведь в бюджете заложен курс на уровне 29,4 гривны за доллар. Однако, по состоянию на 16 апреля 2019 года, официальный курс составил 26,8 гривны, что значительно ниже планового показателя. А это также влечет за собой последствия недополучения доходов бюджета.
«С начала года низкое значение доллар продемонстрировал 12 марта (26,3 гривны), а выше — 11 января (28,27 гривны). Как видим, курсовая динамика не соответствует заложенным показателям. Соответственно, поступления от таможни, сборы которой формируются в иностранной валюте, а затем конвертируются в гривну, не соответствуют планам поступлений «, — пояснил Гарбарук.
Эксперт уверен, что реальный курс можно было предположить, если профессионально отслеживать динамику. Подобный просчет был допущен и по формированию сметы Пенсионного фонда.
Гарбарук отмечает, что «дыру» в Пенсионном фонде постоянно перекрывают дотациями из бюджета и заимствованиями казначейства. По его словам, поступлений от ЕСВ просто не хватает на пенсии. Особенно в условиях роста потока трудовой миграции (по разным оценкам, это 8-12 млн трудоспособных граждан).
По мнению экономиста, виновные в просчетах специалисты, которые формировали бюджет, представители исполнительной власти, которые отвечают за экономическое развитие и финансовую стабильность в стране, а также законодатели, которые заложили в бюджет свои «хотелки».
Напомним, за первый квартал дефицит госбюджета составил 35 млрд грн.
По материалам: УНН