Site icon Главпост

Новый Сейм Латвии: проевропейская коалиция и пророссийский провал

Новый Сейм Латвии: проевропейская коалиция и пророссийский провал

Новый Сейм Латвии: проевропейская коалиция и пророссийский провал

04.10.2022 15:48

Укринформ

Важнейший сюжет парламентских выборов – фиаско двух пророссийских партий

Главный результат прошедших выборов в латвийский парламент – рассеивание русскоязычного электората, традиционно находящегося под влиянием кремлевской пропаганды.

Второе важное наблюдение. Четыре года назад, после выборов Сейма 13-го созыва, коалиционные переговоры длились довольно долго, в несколько заходов. Премьер-министром в итоге стал представитель партии, набравшей наименьшее количество голосов из всех партнеров по коалиции. В этот раз контуры коалиции были ясны сразу после объявления экзит-полов. Ну а драматичная развязка лишь внесла небольшие коррективы.


Фото: LETA

ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ ИТОГИ ВЫБОРОВ – КОНТУРЫ КОАЛИЦИИ

Итак, напомним итоги голосования. Уверенную победу неожиданно одержало объединение Jauna Vienotiba («Новое единство») – 26 депутатских мест. Поскольку действующий глава правительства Кришьянис Кариньш из этой политсилы, то сразу стало понятно, кому будет предложено начать коалиционные переговоры. Второе место занял Союз зеленых и крестьян (СЗК), который пережил несколько скандальных расколов. В прошлом созыве он находился в оппозиции и нынче будет там же, на этот раз в качестве главной оппозиционной силы – 16 депутатских мест.


Фото: LETA

На третьей позиции оказался Объединенный список (блок, в который входят Зеленая партия, Объединение регионов и Лиепайская партия) – 15 депутатских мест; на четвертой – Национальное объединение, 13 мест. При этом и регионалы (латвийские, подчеркну, регионалы, совсем не похожие на украинских прокремлевских «рыгов»), и националисты сразу заявили, что сотрудничество с СЗК для них исключено. В то же время объединения, занявшие 1-е, 3-е и 4-е места, говорили, что не против сотрудничества. По количеству мандатов это – 54 (26+15+13) из 100 депутатских мест в Сейме. Большинство очевидное, но не очень надежное. Поэтому желателен еще какой-то коалиционный партнер.

В идеале таким виделась партийное объединение Attistibai/Par! («Развитие/За!»), которое, согласно данным экзит-полов, на минимуме, но проходило пятипроцентный барьер. Это нынешние партнеры по коалиции «Нового единства» и Национального объединения, поэтому переговоры с ними не были бы трудными. Но увы, избирательный триллер принес «Развитию/За!» крайне огорчительный результат – 4,97%. Для прохождения в парламент не хватило 0,03%, а это лишь сколько-то сотен карточек «За» (вот уж поистине демократия – это когда каждый голос имеет значение).


Фото: LETA

В Сейм, однако, прошли еще три партии. Во-первых, популистская, евроскептическая и с флёром давних симпатий к Москве Stabilitatei! («Для Стабильности!») – 11 депутатских мест. Во-вторых, левоцентристская Progresivie («Прогрессивные») – 10 мест. И популистская партия «Латвия на первом месте» – 9 мест.

Популистские «Для Стабильности!» и «Латвия-1», собранные с миру по нитке лишь год назад, – крайне сомнительные партнеры для коалиции. «Прогрессисты» – другое дело. Важно для понимания: на Выборы-2020 в Рижскую думу они прошли в общем списке с партией «За!» и стали там ведущей силой. Так что если бы «Развитие/За!» прошло в парламент, то не исключено, что и в коалицию Сейма-14 они тоже пошли тандемом. Но не сложилось, остались только «Прогрессисты». Они сейчас говорят о готовности войти в союз, но тут есть вопросы. Национальное объединение и Объединенный список не горят желанием формировать широкую коалицию. А президент Эгилс Левитс считает, что это было бы правильно. Он, конечно, внепартийный и, согласно Конституции (Сатверсме), впрямую на решение повлиять не может. Однако не секрет, что у него довольно доверительные отношения с Кариньшем, да и с националистами тоже. Так что посмотрим…

КАК И ПОЧЕМУ НЕ ПРОШЛИ ПОЛИТСИЛЫ С СОЛИДНОЙ ПРОГРАММОЙ

Дальше законы драматического жанра велят рассмотреть поближе главных неудачников прошедших выборов. Начнем с тех, кто входят в коалицию Сейма-13 (у которого еще есть месяц работы). После прошлых выборов в 2018 году по количеству голосов Новая консервативная партия и «Развитие/За!» были старшими партнерами в коалиции (и имели много министерских мест). Они тогда получили 13,59% и 12,04% и соответственно – 16 и 13 депутатских мест. Сейчас же их результаты в разы меньше – 3,09% и 4,97%. Причины такого фиаско в чем-то похожие, в чем-то разные.


Фото: LETA

Консерваторы отчасти стали жертвой собственной компании четырехлетней давности. Они обещали решительные перемены в законотворческой и юридической сфере, в борьбе с коррупцией. При этом популистского напора было, возможно, несколько больше, чем следовало бы. Да тут еще в 2020 году началась ковидная эпоха, сложное время – не лучшее для перемен и оптимизаций. А в начале этого года еще более страшная беда – большая война, начатая россией. Она стала тяжелым испытанием для Украины, но также и большой встряской для всей Европы, включая Латвию.

К тому же в 2020 году умерла Юта Стрике, одна из самых харизматичных деятелей консерваторов (и большой друг Украины). Против другого харизматика «консерваторов», бывшего сотрудника антикоррупционных органов Юриса Юрашса было заведено дело о «разглашении тайны» (по его словам, он рассказал о предлагавшейся ему взятке, не дождавшись реакции силовых органов). Летом дело было закрыто, но незадолго до выборов оно вернулось на дорасследование после апелляции. К тому же сам Юрашс еще весной уехал на войну в Украину и участия в избирательной кампании вообще не принимал.

Не способствовало популярности консерваторов и то, что в эти четыре года две их представительницы руководили министерством образования, очень проблемным ведомством (кроме языковых проблем и споров тут еще и периодические протесты учителей, требующих повышения зарплаты).

Сложные министерские должности, во многом, и подкосили популярность «Развития/За!». (Сразу отмечу, что скандалы были по украинским меркам не так, чтоб очень большие, но это Евросоюз – тут и спрос другой, намного серьезней. И поскольку мы туда идем, то нужно привыкать). Мария Голубева была вынуждена уйти с поста главы МВД в горячую пору подготовки к снесению советского мемориала «освободителям Риги» и девятимайских празднований любителей эсэсэсэровской старины. Причем особых эксцессов тогда не произошло, но все равно противники нашли повод обвинить ее подчиненных в недостаточной решительности.


Илзе Винькеле / Фото: veselibas_ministrija

Два представителя этой партии были министрами здравоохранения, что в ковидную эру тяжело по определению. Они вызывали негатив самим фактом своего существования и объявлением плохих новостей и различных ограничений. К тому же одну из этих министров, Илзе Винькеле, обвинили в недальновидной и непродуманной политике при закупке вакцин. Экс-министр окружающей среды и регионального развития Юрис Пуце занимался непопулярной региональной реформой, к тому же он попал в скандал с парковочным местом для авто, полученным от рижских властей. Ну и лидер этой политической силы министр обороны Артис Пабрикс. Во время горячей войны по соседству и решительных действий министра, казалось бы, уж к нему-то не должно быть претензий. Но нет, необходимый в таких обстоятельствах закон о возобновлении призыва в армию, многим избирателям пришелся не по вкусу (Впрочем, сам Пабрикс считает, что причина не в этом, а в слабой работе партийных штабов в двух регионах – Риге и Курземе). Вот из всего этого и сложились те самые фатальные 0,03%.

ФИАСКО «СОГЛАСИЯ». РАСПЫЛЕНИЕ ПРОРОССИЙСКОГО ЭЛЕКТОРАТА

А теперь важнейший сюжет прошедших выборов – фиаско двух пророссийских партий. Партия Saskana («Согласие») сразу же после своего создания была неизменным лидером парламентских гонок. Ее результаты на выборы в Сеймы 10-13 созывов были в пределах 19-29%, соответственно число депутатов – от 23 до 31. Она оформлена, как идеологическое, а не этноцентричное движение (полное название – «Социал-демократическая партия “Согласие”», участие в работе общеевропейского «Прогрессивного альянса»). При этом – промосковская ориентация «Согласия» была очевидной, вплоть до договора с сотрудничеством с «Единой россией», который был разорван лишь осень 2017 года. Когда гибридная война рф против Украины шла уже 3,5 года! А каких-то других политических идей кроме ориентации на русскоязычных электорат, облучаемый росТВ, у партии не было. И каждое 9 мая, отмеченное пышной гулянкой у мемориала «освободителям Риги» с участием дорогих российских звезд давала повод говорить: «Да, Saskana в Риге непобедима». Лицом партии был бывший журналист местного подразделения эрнстовского «Первого канала» Нил Ушаков, мэр Риги в 2009-2019 гг. Уроженец Риги и воспитанник Южно-Датского университета, он удачно соединял аккуратное москвофильство с европейским лоском. Вспоминаю разговор супер-аналитиков времен его мэрства: «Чтобы победить Ушакова, нужны свежие идеи – например, сделать коммунальные услуги бесплатными!».


Фото: facebook

В реальности все оказалось много проще. Достаточно было весной 2019 года отстранить его от исполнения обязанностей в связи с сомнениями в корректности работы городских подразделений. Обыск заодно породил сомнения в корректности его личных действий (в кабинете Ушакова было найдено запрещенное записывающее устройство, позволяющее фиксировать общение с собеседником). Отстраненный мэр пообещал бороться за «восстановление справедливости» в родном городе и… той же весной пошел на выборы в Европарламент, став евродепутатом.

После это Saskana «просела». Показательно, что и.о. мэра в 2019 году стал лидер рижской региональной партии Олег Буров, уже вполне благожелательно относящийся к Украине и начавший посещать украинские мероприятия, чего с рижским руководством давно не было. А после новых выборов мэром Риги вообще стал член правления «Развития/За» Мартиньш Стакис (вице-мэр – один лидеров Объединения регионов Эдвардс Смилтенс).

Меж тем, после начала полномасштабной российской агрессии 24 февраля положение «Согласия» стало совсем уж двусмысленным. Трудно сохранять обложку европейскости и одновременно ориентироваться на очевидного агрессора, ведущего жестокую войну. Начались расколы, споры, дезориентирующие избирателя. Как результат – печальные 4,81% и непопадание в Сейм многолетних лидеров выборов (патриотические латвийские партии все это время отдельно договаривались, что не будут вступать в коалицию с «Согласием»).

В этих условиях во время локальных протестов при сносе памятника «освободителям» в центре Риги произошел всплеск популярности откровенно промосковского «руского Союза Латвии». Появилось ощущение, что на этой волне впервые после Выборов-2006 РСЛ может вернуться в Сейм. Но и здесь получилась политическая ловушка. Мобилизация прокремлевского электората в Латвии повысилась, готовность к резким действиям – тоже. Но в условиях геноцидной войны, которую ведет рф в Украине, латвийские силовые органы предупредили, что противозаконные действия будут твердо пресекаться. К тому же, это могло стать поводом для запрета партии и недопуска ее к выборам. Лидеры РСЛ не решились пойти ва-банк, на обострение, призвали ждать выборов. И… наступила частичная демобилизация. Итог – 3,63%. Это больше, чем 4 года назад (3,20), но для прохождения в Сейм мало.

ВЗЛЕТ ПОПУЛИСТСКИХ ПАРТИЙ, СОБРАННЫХ «НА КОЛЕНКЕ»

На русскоязычный электорат, находящийся под влиянием прокремлевских медиа, в какой-то степени отрезвляюще повлияли как жестокие реалии большой войны, так и отключение ураганной телепропаганды «восточного соседа». При этом сама его база несколько сократилась. Но она осталась, причем в достаточно большом количестве. Это, конечно же, больше тех 8,5%, которые набрали в сумме «Согласие» и РСЛ. Просто на этих выборах произошло важное и отрадное событие – начало разрушения этноцентричной модели голосования.

Но куда же ушел облученный кремлем избиратель? Прежде всего, в новую партию с януковическо-лукашенковским именем «Для Стабильности». Она заняла пятое место – 6,80% с 11 депутатскими мандатами. Ее лидера Алексея Росликова уже называют «новым Нилом Ушаковым». Впервые его имя громко прозвучало, когда его с тремя однопартийцами весной 2019 года исключили из состава «Согласия» за «нарушение партийной дисциплины». Тогда своим демаршем они фактически помогли прервать десятилетнюю монополию партии Saskana в руководстве Ригой. Программа этого популистского провосточного проекта туманна, так же, как и доходы на открытие офиса и ведение кампании (Росликов пообещал предоставить данные о них в ближайшее время). Но общая его суть более-менее ясна. Клубничка на торте – пресса пишет, что по списку партии в парламент прошла видеоблогерка, тиктокерша, «защитница прав русских», которая по сообщению Latvijas Avize (ежедневная газета, национально-консервативная и совсем не бульварная) оказывала интимные услуги. 

В несколько меньшей степени, но русскоязычный избиратель мог проголосовать и за другой популистский проект, собранный «на коленке» – «Латвия на первом месте» (здесь собрались очень разношерстные политики, к примеру – упоминавшийся ранее и.о. мэра Риги Олег Буров). Эту партию возглавляет крупный бизнесмен Айнарс Шлесерс (его также называют одним из трех латвийских «олигархов»), который вернулся в политику после шестилетнего перерыва. До того он бывал и министром, и вице-мэром Риги. За ним вьется устойчивый шлейф различных скандалов. Вскоре после выборов Шлесерс пообещал обратиться в Антикоррупционное бюро и Службу госбезопасности Латвии с просьбой разобраться в одном деле. Незадолго до выборов лауреат Нобелевской премии мира – 2021, главред закрытой российской «Новой газеты» назвал этого экс-министра транспорта Латвии в числе 14 европейских деятелей, финансируемых путиным. По данным Муратова, ранее Шлесерс получал от российских властей 1,5-2 миллионов евро в год. (Ну, такие в Латвии «олигархи», по нашим меркам несколько условные). 


Айнарс Шлесерс / Фото: Timurs Subhankulovs

Показательно, что оба названных популистских проекта отметились яркой критикой антиковидных ограничений, что также принесло им немало голосов, в том числе русского электората, особенно любящего эту тему.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СЕЙМ «ОЛИГАРХОВ» КАК ТЕНДЕНЦИЯ

В меньшей степени, но часть «прокремлевских русскоязычных» могла проголосовать за Союз зеленых и крестьян, который на этих выборах называл своим кандидатом в премьеры, еще одного «олигарха» Айварса Лембергса. Важно отметить, что по соцопросу, проведенному на днях по заказу латвийского TV, тройка тех, кого латвийцы считают лучшим кандидатом в премьер-министры, выглядит так: Лембергс – 22,4%, Кариньш – 13,7%, Пабрикс – 8,0%

Лембергса точнее было бы назвать не «олигархом», а «региональным бароном». Его многолетняя вотчина – Вентспилс, очаровательный портовый город с населением в 33 тысячи. Лембергс сумел по максимуму использовать транзитные возможности этого порта во времена, когда была возможна активная торговля с «восточным соседом». Уютный Вентспилс – его визитная карточка. Поэтому он считается «крепким хозяйственником», который «заботится о людях». О себе Лембергс, естественно, тоже заботится – он с 2019 года находится под санкциями США после расследований американской финразведки. В Латвии в 2021 году его приговорили к 5 годам заключения с конфискацией имущества. Несмотря на все это, к выборам-2022 СЗК решил углубить сотрудничество с региональной партией «Вентспилсу и Латвии», а самого Лембергса сделать своим кандидатом в премьеры. После этого Союз зеленых и крестьян пережил очередной раскол. Собственно Зеленая партия и Лиепайская партия, не желающие оказываться в анти-евроатлантическом маргинесе, ушли в Объединенный список к Объединению регионов. Который таким образом стал третьей политсилой Латвии.

ЧТО ПОМОГЛО ВЫИГРАТЬ «НОВОМУ ЕДИНСТВУ»

Ну и в завершение – подробней об истории успеха двух сил, являющихся ядром коалиции. Многих удивила убедительная победа «Нового Единства». Ведь правительство Кариньша критиковали много и со всех сторон, а тут такой результат. Но все легко объяснить, если узнать, кто на выборах набрал более всего плюсов в партийных списках (в Латвии, проголосовав за какую-то политсилу, можно также поставить «плюс» или «минус» персонам из ее списка, повлияв таким образом на «проходной состав»): действующий премьер Кришьянис Кариньш глава МИД Эдгарс Ринкевичс – более 30 тыс. (на третьем месте – Росликов менее 20 тыс.).


Ринкевичс

То есть в условиях турбулентности, идущей поблизости войны, было ощутимое желание поддержать имеющееся правительство, чтобы «не стало хуже». При этом и Кариньш, и Ринкевичс из «Нового Единства» не допускали заметных промахов в своих действиях и заявлениях. К тому же Ринкевичс, являющийся министром иностранных дел с 2011 года, уже имел большой опыт и вес во внешнеполитической сфере (чтобы убедиться в этом можете прочитайте недавнее интервью с ним в Укринформе). Важно еще, что министрам «Нового Единства» удалось обойтись без заметных скандалов и шумных отставок. В итоге получилось так, что весь негатив, накопленный против правительства Кариньша, ударил по их партнерам по коалиции. А позитив – сработал на них. Так младший партнер коалиции в Сейме-13 стал победителем на выборах в следующий состав. (Попутно стоит подчеркнуть, что «Новое Единство» достаточно корректно вело себя по отношению к партнерам и не атаковало их).

Что касается Национального объединения, то оно показало свой обычный результат – в районе 10%, что принесло 10 депутатских мест. Эта политическая сила имеет стабильный, поистине «ядерный электорат». В условиях демократической Латвии она, может быть, и не главный мотор реформ, но зато надежный якорь латышской идентичности и латвийской государственности. И это тоже дорого стоит.

Олег Кудрин, Рига.

Первое фото: DELFI

По материалам: Укринформ

Exit mobile version