Site icon Главпост

Антифейковые законы против коронавирусной паники. Азиатские практики

Антифейковые законы против коронавирусной паники. Азиатские практики

Вспышка коронавируса стала благодатной почвой для настоящей эпидемии фейковых новостей

Лавина сомнительной или откровенно надуманной информации, касающейся нового коронавируса, зловещего COVID-19, вызывает у людей панику. Пример тому мы наблюдали, увы, совсем недавно у нас в Украине.

В некоторых странах Азии, где вирус наделал куда больше беды, чем в других частях света, бороться с дезинформацией на тему болезни пытаются с помощью законов, которые и были разработаны для противодействия фейкам. Хотя вряд ли их авторы рассчитывали, что речь пойдет именно о таком виде угрозы.

СИНГАПУРСКАЯ «ПУРГА»

В Сингапуре местные власти вовсю задействовали для противодействия неправдивой информации о вирусе Закон о защите от лжи и манипуляций в интернете (Protection from Online Falsehoods and Manipulation Act – POFMA), принятый парламентом 8 мая и вступивший в силу 2 октября прошлого года.

В середине февраля сингапурское правительство не менее 4 раз всего за одну неделю применило закон для «выведения на чистую воду» тех, с чьим суждением не согласилось. Решило доходчиво показывать своим 6 с небольшим миллионам граждан и гостям разницу между фейком и официальной (читай, достоверной) информацией. Для этого принудило социальные сети не удалять нежелательные сообщения, но повторять их вместе с правильной версией, то есть, провести показательную работу по исправлению ошибок.

Самым известным стал случай с популярной страницей States Times Review Uncensored в Facebook. Министерство коммуникаций и информации республики обвинило владельца страницы Алекса Тана в том, что он неоднократно размещал там ложную информацию о ситуации с коронавирусом в стране.


Алекс Тан

«Страница State Times Review в Facebook распространила ложные сведения о ситуации с вирусом COVID-19 в Сингапуре. Она связана с другими вебсайтами, которые также управляются Алексом Таном, получающим денежную выгоду от этой лжи за счет жителей Сингапура», — заявили в министерстве.

Чиновники, в частности, не согласились со следующими утверждениями: каждый рабочий из Китая будет получать по 100 долларов в день в течение 14 дней отпуска, полностью оплачиваемого правительством; семь стран запретили поездки в Сингапур; правительство не смогло проследить источник инфекции ни в одном из случаев заражения COVID-19 в Сингапуре; власти не советует общественности носить маски, а самих масок попросту не хватает.

Вряд ли нам всем слишком интересно про то, как будут обеспечивать рабочих из Китая, а вот про маски, может, стоит сказать чуть подробнее. Воспользуемся аргументом министра здравоохранения Сингапура Гань Ким Юна. Он, в свою очередь, апеллирует к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, которая говорит, что нужды носить маски людям здоровым, которые чувствуют себя хорошо, нет никакой. И к опыту США и Австралии, которые считают также.


Гань Ким Юн

СТРАХИ-СТРАСТИ

Прониклись сингапурцы такими аргументами или нет, но маски в аптеках, как рассказывают мои друзья, работающие в городе-государстве, размели в мгновение ока, а из новых поступлений продают по 2 в руки.

Пришлось ввести также ограничения на продажу некоторых видов потребительских товаров и продуктов питания, поскольку перепуганные люди стали слишком уж активно делать стратегические запасы. Чтоб можно было забаррикадироваться дома и не высовываться на улицу в случае, если станет совсем плохо.

К слову, согласно распоряжению от 19 февраля, принудительно сидеть дома (или в специальном центре) на 2-недельном карантине приходится гражданам и работающим постоянно в Сингапуре иностранцам, побывавшим в Китае. Причем соблюдение карантина медики проверяют звонками по нескольку раз на день и визитами домой. И в случае нарушения режима провинившегося ожидает приличный штраф (как и все штрафы в этой стране), а то и тюремное заключение до 6 месяцев, иностранцам – депортация.


Фото: АА

Про упомянутое выше «совсем плохо» стоит сказать, что страхи сингапурцев имеют под собой определенную почву. В 2003 году, когда мир переживал очередной ужас из Китая – SARS или атипичную пневмонию, если кто не помнит, Сингапур оказался среди наиболее пострадавших стран: 33 жертвы, более 230 заболевших. В этот раз в маленьком государстве уже выявлено более 80 зараженных, и это самое массовое распространение вируса за пределами Китая. Так что есть от чего испугаться.

POFMA В ДЕЙСТВИИ

Возвращаясь к борьбе с фейками: офис, ответственный за администрирование POFMA, очень настоятельно попросил общественность не поддаваться «ложным сведениям и слухам» и не распространять таковые дальше. Вместо этого граждане и гости «должны полагаться на официальные правительственные каналы, такие как официальный веб-сайт министерства здравоохранения, чтобы получать точную и актуальную информацию о ситуации с COVID-19 в Сингапуре». О любых подозрительных фальсификациях можно сообщать на адрес ведомства.

Информация о дефиците масок породила их подпольный рынок, что вполне логично. Правоохранители уже задержали несколько человек по обвинению в мошенничестве путем онлайн-продажи защитных масок. Молодым предприимчивым людям грозит до 10 лет лишения свободы и немалый штраф.

На такой же срок может «загреметь» и человек, который не смог/не захотел поправить или удалить не понравившийся цензорам пост, будь то сообщение о коронавирусе, о других общественных или политических событиях, то есть – любая неправдивая информация. А штраф в этом случае составляет 1 млн сингапурских долларов (приблизительно 730 тысяч американских). Это общее положение закона.

Что касается соцсетей, то правительство на днях отменило исключение для Facebook, Google, Twitter и других интернет-посредников, которое после вступления закона в силу ограждало их от выполнения так называемых «общих правил исправления».

Недовольство соцсетей не заставило себя долго ждать.

КРИТИКА ЗАКОНА СО СТОРОНЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сильно озабочены активностью властей по применению POFMA и правозащитные организации, активисты, оппозиционные политики, некоторым из которых уже было велено разместить рядом с их постами «исправительные баннеры» со словами «этот пост содержит неточную информацию». Такая себе «черная метка».

Первой, но не последней, жертвой закона еще в середине ноября прошлого года стал сингапурский политик Брэд Бойер, который написал пост, в котором поставил под сомнение независимость государственных инвестфондов и заявил о влиянии сингапурского правительства на принимаемые ими решения.

«Мы были очень обеспокоены тем, как Сингапур будет использовать закон, когда они его приняли, и я думаю, наши опасения подтвердились», – констатировала аналитик Freedom House Элли Фанк.

В Amnesty International убеждены, что правительство всё чаще использует закон, дабы заставить замолчать своих критиков и противников в преддверии выборов (которые запланированы на 2021 год, но могут быть перенесены и на более ранний срок).

«Случай со States Times Review, альтернативным изданием, известным своей критикой правительства, – последнее доказательство того, что этот закон является просто инструментом цензуры», — заявил директор Amnesty International по Восточной и Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону Николас Бекелин.


Николас Бекелин

То есть, Сингапур – конечно, демократия. Но демократия, по сути, однопартийная. Такой себе «демократический режим».

Доклад Freedom House, опубликованный в 2019 году, утверждает, что международные законы в сфере прав человека, принятые Организацией Объединенных Наций, являются достаточным эталоном для имплементации законов о дезинформации, которые не нарушают права человека. Шаги же некоторых правительств к изъятию «контента, который нам не нравится», представляют собой грубое злоупотребление властью, установленное этими законами, говорят в американской неправительственной организации. Подобные законы, как показывает анализ Freedom House, наиболее распространены в странах с более низким рейтингом в индексе демократии – Democracy Index.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ АЗИИ

«Впрочем, это общая тема для всей Юго-Восточной Азии», – признает Элли Фанк. И добавляет, что термином «фейковые новости» манипулируют даже в США и Европе.

«Это особенно актуально в таком регионе, как Юго-Восточная Азия, где авторитаризм представляет собой серьезную проблему», – говорит заместитель директора программы Азии в вашингтонском Центре Уилсона Майкл Кугельман.


Майкл Кугельман

Сингапур – не единственная страна в регионе, в которой в последнее время были приняты законы по противодействию фейкам. Так, во Вьетнаме в 2019-м был введен закон о кибербезопасности. В Индонезии аналогом служит закон об информационных и электронных транзакциях (благодаря которому уже не менее 2 человек арестованы по подозрению в распространении в интернете не соответствующей действительности информации о коронавирусе, им грозит до 5 лет лишения свободы).

В Таиланде в 2017 году был принят закон о киберпреступности, а в ноябре 2019 создан Центр по борьбе с фейковыми новостями, облаченный полномочиями следить за онлайн-деятельностью граждан. Именно в сети недовольные критикуют правительство, военных или королевскую власть. По «коронавирусному кейсу» решения суда уже ожидают по меньшей мере 2 блогера. В случае подтверждения их вины им грозит до 5 лет лишения свободы и штраф в размере 100 тысяч батов (3200 долларов).

Филиппины, которые ранее были признаны единственной страной в группе СЕАН, обладающей свободой слова и свободой интернета, сдали позиции при президентстве Родриго Дутерте. Он ввел в действие вызвавшие противоречивые оценки законы, которые заставили замолчать критиков, а СМИ – загнать себя в рамки самоцензуры, чтоб не нарваться на неприятности.

Несколько в стороне стоит Малайзия, где в апреле 2018 года был принят антифейковый закон (Anti-Fake News Act), а уже в августе того же года парламент проголосовал за его отмену. Во второй раз такое же решение было принято в октябре 2019 года после попыток вернуть вопрос на рассмотрение. Это, впрочем, совсем не помешало властям отправить несколько авторов «вводящих в заблуждение» онлайн-сообщений в Facebook и Twitter о коронавирусе за решетку. Одному журналисту в стране, не исключено, придется провести в тюрьме 6 лет.

И это далеко не все примеры пресечения деятельности «сеятелей паники». Всего, по некоторым данным, не менее 16 человек в Малайзии, Индии, Таиланде, Индонезии и Гонконге арестованы за то, что постили сообщения о коронавирусе. Им грозят вполне реальные тюремные сроки. Принимают меры к пресечению распространения слухов в Южной Корее, Гонконге, на Тайване и, само собой, в Китае.

Ситуация с коронавирусом реально вынуждает азиатские правительства стремиться обуздать ложь в соцсетях с целью не допустить нарушений общественной безопасности. Проблема – в том, что грань между реальными усилиями по искоренению фейковых новостей и расправой над политическими противниками, контролем и подавлением свободного выражения мнения – слишком тонка и часто просто стирается.

Эксперты называют это «цифровым авторитаризмом».

Ольга Танасийчук

Перше фото: Xinhua

По материалам: Укринформ

Exit mobile version