Site icon Главпост

Вокруг только и разговоров было: «Ему 30, ей – 65…»

Сегодня привычно, когда мужчина связывает судьбу с женщиной, моложе себя на много лет. А если разница в паре – наоборот?  Навкруги тільки й мови було: «Йому 30, їй – 65…»

Бороться за свое право на жизнь под одной крышей Сергею Абрамовичу и Анне Балейко из небольшого полесского села приходилось не один год. Потому что кругом только и речи было: «Ему 30, ей — 65…».

«Он тебе не ровня!» — говорили

Про Анну Васильевну в Горках Любешовского района вспоминают до сих пор. Говорят, очень хозяйская женщина была. Выросла на хуторе, а в молодые годы перебралась в село. С первым мужем воспитала трех дочерей и дождалась внуков, в колхозе на звене трудилась и дома держала большое хозяйство. О таких, как Балейки, говорят: трудяги… Потому что муж тоже был не просто добрый хозяин, а еще и очень мастеровитым человеком — строил людям дома. Поэтому и теперь при упоминании о нем пол села с уважением склонит голову.

Хозяйничало супругов в купочці до старости. А когда муж умер, Анна Васильевна сбывать хозяйку не стала. Что могла, убирала сама, а где нужна была помощь — косить или пахать, — то стала людей нанимать.

Трудно в селе самой женщине без мужских рук, ой как трудно! Да и мужчине порой бывает нелегко без помощи женской.

Сергей Абрамович жил по соседству с тетей Анной. Поэтому его жизнь была в ней, как на ладони. Знала о его тяжелой судьбе все. И что без отца вырос, потому что тот бросил женщину с ребенком, и рано остался круглым сиротой — мать умерла.

По-матерински жалела парня. А тут еще и бабушка ослепла, которая взяла бедового внука на воспитание. Вот Анна Васильевна и стала приходить к Абрамовичей, чтобы им что-то в хозяйстве помочь. И вместе с Сергеем досмотрела немощную старушку до смерти.

И вскоре село сплыло: Анна с Сергеем живет как супруги! Усмотрели, что парень покинул свой дом и перебрался к соседке (хоть на людях пара долго вместе не появлялась). И начались пересуды. «Он тебе не ровня!» — говорили Анне Васильевне.

Дочь защитила мамин выбор перед селом

— Знаете, я столько из-за этого выплакала, — не скрывалась со своими переживаниями женщина. — Да что там говорить — и стыдно было. А прошли годы, и свыклось.

Хоть жили вместе, а еще целых пять лет она сторонилась Сергея. Ибо таки хорошо люди донимали своими разговорами. Кто-то в глаза старался пожилую женщину пристыдить. Друзья Сергея вообще не подбирали слов, обсасывая подробности его жизни. Так же он высокий, брюнет — красавец! Казалось бы, мог найти себе женщину под стать. И парень не обращал внимания и Анну не бросил.

— Ох, некоторым эта семья действительно спать не давала, — вспоминал тогдашний сельский председатель. — Их в болото затаптывали. А кому какое дело до чужой жизни? Живут мирно, уважительно относятся друг к другу. Кому-то завидно? Перед кем провинились эти люди?

И таки пришлось в ситуацию вмешаться детям Анны Васильевны. Все дочери в то время уже жили далеко от Горок — аж на Харьковщине. Говорят, приехала старшая, Мария (она с большим пониманием относилась к тому, что в родительском доме — новый хозяин), — и рты всем быстро закрыла. Поэтому люди стали мягче.

А Анна и Сергей поэтому обрадовались. Начали вместе, как супруги, на свадьбу сельские ходить, на базар и вирядини. И к ним в гости зачастили, потому что имели дома телевизор.

— Она у меня очень добродушная, — стыдливо отвечал Сергей, когда его спрашивали, за что больше всего ценит Анну. — А вообще, в селе, если ты хочешь хорошо хозяйничать и много иметь, самому трудно…

Доживала свои дни далеко от дома

Сергей работы не чурался. С Анной держали две коровы и три быки, лошади, свиньи, еще и обрабатывали полтора гектара поля! Только сена на зиму должны были заготовить до 10 тонн. Выращивали зерновые, картофель, свекла, морковь… Когда приходило время очередь пасты, хозяин должен был бросать все дела на пять дней. Даже когда на сезон на Беларусь ездил, ребята из бригады его отпускали, потому что знали, что Анна Васильевна сама со всем не справится.

Вкалывали трудно, но с того и копеечку имели.

— Нужно что-то купить — нет вопросов. Денег мы не делим, — говорил Сергей и с гордостью показывал хозяйке.

— Видимо, соседки завидуют вам, что у вас в доме такого хозяина? — мы спрашивали Анну Балейко.

— Ой, правда. Если бы не Сергей, то же бы столько всего не держала, — отвечала. — На одно сержусь — как порой выпьет. Потому что мужчина пьян? Вредный. Но прощаю.

***

Так они вместе прожили больше пятнадцати лет. А разлучила бабу Анну с Сергеем ее тяжелая болезнь. Забрали дочери мать к себе век доживать. Умерла Анна Васильевна в Харькове, там и похоронили старушку. В Горках же родительский дом дети продали, а Сергей перебрался обратно к себе, за забор.

— Может, потом все-таки привел в свой дом какую-то женщину? — спрашиваю у местных жителей.

— Что вы! — отрицают. — Сергей с Анной затосковал. Да так сильно, что и сам скоро умер.

Волынская область

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version